Больше рецензий

Ximymra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба в штатском

25 августа 2023 г. 15:07

206

4 Здесь не про искусство, здесь про деньги

Что такое?

Не верьте названию. Мир искусства от А до Я – не больше, чем очередной маркетинговый ход автора (профессиональная деформация detected). По жанру, это нечто среднее между справочником начинающего коллекционера и сборником эссе на тему арт-рынка.

Автор ставит себе вполне конкретные вопросы, на которые собирается ответить:

• Сколько это стоит? / Сколько это будет стоить через 10 лет?

• Что подумают обо мне люди, увидев эту картину у меня дома на стене?

То есть, тема искусства – кстати, очень узко взятая, только о живописии в основном 20в. – будет раскрыта с точки зрения чисто утилитарной (читай: картина = товар, инвестиция). Так что не стоит ждать от этой книги никаких высокодуховных откровений, раскрытия секретов живописного мастерства, лекций по истории искусства, «почему это считается шедевром» и «что хотел сказать нам автор». Как сам мэтр Хук говорит, его задача – «в самых бесстыдных деталях исследовать отношения искусства и денег»

В книге 5 разделов (Художник и его бэкграунд, Сюжет и стиль, Притягательность картины, Провенанс, Погода на рынке), в каждом разделе – набор глав, отражающих аспекты упомянутых «отношений» искусства и денег. Особенной системы или идеи здесь нет, автор просто пишет на темы, которые лично ему кажутся «особенно забавными, циничными, соблазнительными, прекрасными или абсурдными». Так что читать Завтракможно задом наперед и снизу вверх – потери смысла от чтения не будет, а удовольствие получите такое же (может быть, даже больше).

Большой плюс книги в том, что автор уже во Введениираскрывает все карты – о чем, что и как он будет писать, зачем он это делает. На редкость откровенное авторское высказывание, которое не оставляет места для сомнений – для кого эта книга и стоит ли ее читать.

Кто такой?

Филип Хук – работник ножа и топора в мире искусства, т.е. арт-дилер, аукционист и оценщик аукционных домов Кристи и Сотби со стажем более 35 лет на момент написания книги. Директор отдела импрессионизма и современного искусства в Сотби. Выпускник Кембриджа (степень в истории искусств). Автор как вполне научных трудов по истории искусства, так и хулиганских книг типа Завтракаи Галереи аферистов.

Что есть в книге?

В книге есть Филип Хук собственной персоной. Тут есть элементы автобиографии, с воспоминаниями ярких моментов карьеры, встреч с замечательными людьми и картинами, забавные истории и байки, жизненная философия автора и т.п. Можно сказать, что основываясь на своем огромном опыте, мэтр Хук написал нечто мемуарно-размышлятельное о своей работе – о том, как оцениваются живописные полотна, что конкретно влияет на конечную цену картины. Спойлер: влияет все, начиная от имени художника до имени последнего владельца, и художественная ценность самой картины здесь далеко не на первом месте.

Шкала ценности частных коллекционеров радикально отличается от музейной (читай: исторической, научной, объективной). Критерии оценки картин весьма четкие и чисто коммерческие с одной стороны, с другой – автор разбирается в психологических причинах популярности у коллекционеров определенных художников, сюжетов, стилей.

Например, согласно современной повесточке, картина лучше продается, если художник – женщина. Яркая, с богатой палитрой красок картина, где есть человеческие фигуры – будет стоить больше, чем бледный пустынный пейзаж кисти того же художника. Ни за что ни один коллекционер (кроме особых извращенцев) не будет покупать и вешать у себя на стенке картину на тему религиозных страданий или картину в историческом жанре, со сложным сюжетом а-ля гибель Помпеи – гости просто не поймут и не оценят (да, современные люди весьма нищие духом, культурно-исторический бэкграунд и элементарная эрудиция стремится к нулю). И кстати, никогда за приличную цену не удастся продать даже Ван Гога, если он когда-то проходил через руки герра Геринга.

Немного размышлений о сущности искусства и анализ творчества отдельных художников и стилей – надо сказать, анализ довольно поверхностный для выпускника Кембриджа, местами клишированный. Но есть и краткие, глубокие характеристики отдельных стилей, с исследованием исторических и психологических предпосылок возникновения того или иного стиля. Чувствуется, что временами в авторе воспаряет высокодуховный юноша, горящий искусством, но тут же его сбивает с ног старый прожженный циник, выбравший стезю паразита от искусства (капитализм, фиг ли вы хотели?).

Много-много капитализма. Мэтр Хук, правда, достаточно честен, чтобы признать– арт-дилеры могут быть культуртрегерами, первооткрывателями, соратниками художников, но большая часть из них – скорее культиваторы шаблонных вкусов, надуватели дутых талантов и денежные пылесосы.

Мир победившего чистогана, где культура – как и все остальное – отдано на откуп частному капиталу, не может обойтись без ярмарки тщеславия (читай: Кристи, Сотби и иже с ними). Немногие богатые люди сочетают художественный вкус с выгодной инвестицией. Отсюда мы имеем то, что имеем – шедевры, уходящие за бешеные деньги, которые будут в темном чулане храниться в доме, который построил джек. Джеку нужна не картина, а ее цена, чтобы перепродать лет через десять с выгодой – это в лучшем случае, а в худшем - картины (как ювелирные изделия и драгоценные камни, кстати) используются для отмывания честно нажитого нечестным трудом.

Цитаты. Из мемуаров художников, искусствоведов, худ.литературы. Каждое лыко в строку.

Художникии их особенности. География – Британияи Франция, немножко остальной Европы. Много незнакомых и незначимых для русского читателя имен, преподносимых автором в телеграфном стиле – предполагается, что читатель в курсе (ну да, ну да, могли бы хоть примечания какие добавить для русского издания, что ли!). Есть даже отдельный список – топ-50 самых продаваемых художников с кратким пояснением, почему им так повезло.

Биографии и творческий путь художников мэтр Хук оценивает без сантиментов – безжалостно, твердой рукой печатая слова типа «упадок, повторяемость, скука, бурые тона, болото».

Искусство как иллюзия. Архилюбопытная тема, не акцентируется автором отдельно, но проходит в книге достаточно жирным пунктиром. Художники не воспроизводят реальность, они ее переосмысливают, искажают, создают мир, которого не существовало. Особенно в жанровой живописи на экзотические темы – когда художники рисуют сцены из жизни стран и народов, которых никогда не видели, так создается не копия реальности, а энциклопедия заблуждений, слепок стереотипов широкой публики. С другой стороны – подделки, как подрисованные на картинах в угоду британскому вкусу спортсмены или спортинвентарь там, где его никогда не было. Или фальшивые сертификаты подлинности и подделки давно утраченных картин, которые множат сущности и плодят симулякры.

Чем эта книга хороша?

Тем, что такое не найдешь в учебниках, энциклопедиях или научпопе. Личный-циничный взгляд автора высвечивает такие детали, факты и аспекты творчества и бизнеса, которые нельзя назвать педагогичными, это буквально изнанка жизни мира искусства. Очень бодрит и освежает :) Мэтр Хук без зазрения совести расскажет и о посредственностях, которые хорошо продаются, хотя рисуют чуть ли не открытки с котиками, и о феномене узконишевых художников, ставших страстью широкобщественных вкусов (технически хорошо сделанные картины с однотипными ходовыми сюжетами типа охотничьих сцен).

Читается очень легко, структура текста типа «тезис + доказательство» отлично укладывается в мозгу. Вообще автор отличается четкостью и ясностью мысли, трезвым взглядом на жизнь. Мэтр Хук умеет подобрать слова и скомпоновать их в краткие емкие по смыслу тезисы. Никаких мыслию по древу и прочего старческого словоблудия.

Что бесит?

Неопределённость жанра. Слишком много от справочника и учебника, чтобы быть просто сборником авторских эссе. Слишком мало конкретики и специфической для профессии информации, чтобы быть настоящим справочником коллекционера. У людей, которым по карману Матисс, есть свои, карманные кураторы и советники, им незачем читать такие книги, чтобы понять, что стоит покупать, а что нет.

Цинизм автораместами зашкаливает и становится слишком нарочитым, слишком ядовитым. Как будто мэтр Хук жалеет о том, что подался (продался?) в арт-дилеры, а не остался в мире чистого искусства. Как будто он презирает и ненавидит японских миллиардеров, пачками вывозящих из Европы полотна импрессионистов не потому, что им они так нравится, а чтобы заморозить свои капиталы в «твердой валюте».

Зачем читать?

Уж точно не для того, чтобы начать разбираться в искусстве :)

Мэтр Хук льстит читателям, предполагая, что мы достаточно начитаны и насмотрены в искусстве и уверенно разбираемся в периодизации стилей. Мэтр Хук пишет для тех, кто хочет знать, как именно циркулирует кровь (=деньги) по жилам искусства, приводя в движение все – выставки, гонорары, комиссионные, галереи, музеи, каталоги, аукционы, вдов художников, реставраторов, оценщиков, мошенников. Как любая профессиональная деятельность, арт-рынок – это мир в себе, со своими законами и (а)моральными принципами, легендами и звездами, лузерами и аутсайдерами. Завтрак– это приглашение и введение в этот мир.

Кому читать

Тем, кто, смотря на очередную хрень на выставке/галерее современного искусства, задается вопросом «Ну Леонардо да Винчи я еще понимаю, но вот ЭТО что здесь делает и почему так дорого стоит?!» Тем, кого всегда прежде всего интересует материальная, экономическая сторона любого вопроса и «как это работает?». Тем, кто любит закулисье и внутреннюю кухню. Читать циникам, пересмешникам и любителям прекрасного за определенную цену.

Кому не читать

Тем, кто серьезно относится к искусству как к высокодуховной деятельности, движущей человечество к светлому, доброму, вечному. Здесь не про искусство, здесь про деньги.


Blackbirdexlibris книжный блог