Больше рецензий

BlBird

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 августа 2023 г. 13:00

301

5 Не кричи индейцы!

Этнографическая книга о племени пираха, живущем в диких и наполненных хищными зверями лесах Амазонки оставляет след в сердце любого читателя, кому не безразлична жизнь на земле, ее многообразие, культурные различия, ставящие ,порой, в тупик большинство светлых голов научного пантеона, но не героя нашей книги.

Даниэль Эверетт, ставший впоследствии профессором, лингвистом, выучивший с нуля язык "прямоголовых", как себя называют сами пираха (все остальные для них, следуя аналогии, "кривоголовые") описывает свою жизнь в племени пираха.

Первые поездки в сердце Амазонки он предпринял ещё в 1977 году. Позднее, в 1979 он приезжает туда со всей семьёй, включая трёх маленьких детей, 2-х, 4-х и 9 лет и женой. Всё это происходит под эгидой миссионерства, чтобы обратить заблудших жителей джунглей в христианскую веру. В первый же год Даниэль сталкивается с трудностями выживания-его жена и старшая дочь заболевают малярией. Он в одиночку вынужден сплавляться по реке, чтобы добраться до некоего подобия цивилизации в поисках больницы. К счастью, все закончилось для его семьи благоприятно и примерно через полгода они снова в племени пираха. (В общей сложности он проживет с ними 8 лет, а позднее будет туда регулярно приезжать.)

Даниэль продолжил учить премудрости этого языка, в котором всего 11 фонем, из которых только три гласные -а, о, и - и восемь согласных. Звуковая бедность языка компенсируется тонами, как а китайском, вьетнамском и других восточных языках. Всё бы ничего, но во-первых, перед Дэниэлем задача -перевод Библии на язык пираха, во-вторых, молодой миссионер-лингвист сталкивается с совершенно непредвиденными открытиями в самой структуре языка и мышлении народца пираха.

Речь идёт о том, что при детальном анализе выясняется интересный факт: в их языке напрочь отсутствуют числительные, цвета и обобщения, наподобие таких слов, как "всё", "каждый","любой", т.д. Впоследствии Даниэль попробует научить пираха счету, потому что те его сами об этом попросили, чтобы при обмене товарами с кабокло (индейцы, освоившие быт и язык бразильцев) быть уверенными, что их не обманули. Однако, всё напрасно. Восемь месяцев регулярных занятий так и не приносят долгожданного результата , и ни один человек племени так и не научится считать даже до двух!

Из самых необычных открытий в области лингвистики можно отметить отсутствие дизъюнкции и рекурсии у пираха. Примером дизъюнкции может служить такое предложение: " Ни Билл, ни Джордж не пришли". На пираха можно сказать только так:"Билл не пришел. Джордж не пришёл."

Отсутствие грамматической рекурсии поставило под сомнение главную теорию Наума Хомского, суть которой сводится к тому, что всё языки имеют под собой общую основу,а наличие грамматической рекурсии считается основополагающим фактором существования языка. Рекурсия - это принцип "вложения" или "матрёшки". В этом случае все сложноподчинённые предложения и есть пример рекурсии. Также фразы, наподобие простейших "собака Васи" -тоже пример рекурсии, т.е. в ней заложена информация о том, что есть Вася, и у него есть собака.

В языке пираха таких конструкций нет по одной простой причине - непосредственности восприятия этими людьми леса действительности. Даниэль Эверетт объясняет непосредственностью восприятия такие феномены в культуре пираха, как полнейшее отсутствие мифотворчества, сказок, легенд. Они признают только то, что видели сами или в крайнем случае то, что видел их сосед. Точка. Вот оно есть здесь и сейчас, у тебя перед глазами, а если этого нет, то их это и не интересует. Зачем им? Какая польза для их мира здесь и сейчас? Да, выходит, что пираха крайние прагматики. К этому выводу приходит Эверетт. Анализируя их мышление и культуру, он понимает, что ни за что ему не обратить их в христианство. Что ещё более интересно, что уже к концу 80-х он сам подверг сомнению христианский догмат. На эту тему довольно мало информации в книге, но из нее явствует, что пираха обратили Даниэля, а не он их.

И всё же почему Даниэль, стойкий, верующий, принципиальный и честный человек не справился со своей первой миссией, обращением невежественных "обезьянок" на путь истинный? Почему он, казалось бы, сдался? Он не сдался. Он всего-навсего понял, что для того, чтобы обратить кого-то в другую веру нужно, чтобы люди были хотя бы в чем-то недовольны, неудовлетворены своим настоящим. Сначала показать им их убожество, как они "заблудились", а потом, уж, спасать. В случае с племенем пираха спасать было не кого. Эти люди не хотели больше того, что у них есть, не хотели большего, чем, то, что уже имели, а также не хотели менять и жизненный уклад, который их полностью устраивал. Они были счастливы этим. Не смотря на внешнюю бедность-временные жилища, отсутствие всяких медикаментов, еда, добываемая исключительно своим трудом, охотой и собирательством-они себя совсем не ощущали бедными и поэтому не хотели становиться другими. Вкратце, у этих людей отсутствовала зависть и амбиции даже в самых минимальных концентрациях. Пираха были счастливы, и все те, кто хотя бы короткое время общался с ними, вернее, наблюдал за их жизнью не могли не признать этот факт.

"Я стал серьезно сомневаться в природе веры, в самом акте веры в нечто неосязаемое. Священные книги — Библия, Коран — прославляли именно такую веру в объективно непознаваемое, в противное здравому смыслу: жизнь после смерти, непорочное зачатие, ангелы, чудеса и тому подобное. Ценности культуры пираха — непосредственность восприятия, подтверждение слов делом — бросали сомнение на все это. Их собственные верования исключали фантастическое и чудесное; они верили в духов, являвшихся по сути частью природы и действовавших согласно природе (здесь не важно, верю ли в них я или нет). У пираха не было чувства «греха», не было потребности «исправить» род людской или даже только самих себя. Они принимали вещи такими, как они есть. Не боялись смерти. Верили в самих себя."

———————————————————————

Здесь мы закончили первую часть, связанную с описанием некоторых лингвистических подробностей языка пираха, а также культурных отличий.

Сейчас, хотелось бы написать о том, как научный мир встретил открытия и новую теорию, выдвинутую Даниэлем Эвереттом. Поначалу, публикуя первую заметку об особенностях языка пираха и некоторых выводах, сделанных на основе ежедневных полевых исследований он не ожидал какого-то отклика на нее, думая,что она слишком мала для того, чтобы могла обратить на себя внимание. Но Эверетт ошибся, потому что эта заметка взбудоражила умы лингвистического мира, ведь само отсутствие рекурсии в языке пираха поставило под сомнение главнейшую теорию лингвистов-теоретиков о том, что рекурсия есть главный признак человеческого языка. Если же хоть в одном языке этот феномен отсутствовал, то это автоматически подвергало сомнению саму теорию и работы, сделанные на ее основе.

Первым делом последователи Хомского набросились на Эверетта, а сам Хомский без приведения какой-либо аргументации в защиту собственной теории просто назвал Эверетта шарлатаном. В то время как данные Эверетта были чистыми фактами полевых исследований, а Хомский лишь создал дедуктивными методами умозрительную концепцию, утверждающую общность всех языков и их якобы генетическую суть. Данные Эверетта, полученные методом индукции, иначе говоря, не подстроенные под какую-нибудь теорию свидетельствовали о другом, а именно о том, что культура, окружающая людей, среда, формируют их язык и оказывают влияние на мышление. Эверетт доказывает, что изучение языка, исходя только лишь из теоретических построений не оправдывает себя. Он пишет о том, что изучать язык, вырванный из контекста среды и делать на основе этого выводы также немыслимо, как если бы пытаться строить заключения о подводной жизни, исследуя единственный экземпляр рыбки в аквариуме. Слишком большую роль играет среда и другие факторы, не имеющие отношения к биологическим.

Для тех, кто далек от лингвистики Эверетт объясняет, что раньше выпускники американских университетов должны были успешно выдержать экзамен на право быть лингвистом, изучив в полевых условиях язык индейцев какого-нибудь племени. Когорта лингвистов-теоретиков избавлена от подобного рода испытаний, поэтому, выстроив конструкцию, они пытаются во что бы то ни стало подогнать под неё факты.

"Ядром возникших разногласий оказался конфликт между дедуктивным и индуктивным подходами в науке. Лингвисты-теоретики были убеждены в существовании определенных параметров, в пределах которых только и могут варьироваться звуковые системы человеческого языка. За пределами этих параметров какие-либо значимые различия исключены. Что касается самих этих параметров, то они, в свою очередь, были выведены путём умозаключений из более общих теоретических постулатов и с тех пор признаны логически безупречными и, почти наверняка, абсолютно истинными. Что же касается моих полевых исследований по фонологии языка пираха, то здесь обнаружилась система, выходящая за рамки этих догм."

На этом, пожалуй, я и завершу свой отзыв. Вы можете узнать о жизни племени пираха, прочитав книгу полностью, о том, как они чуть не прикончили по ошибке всю семью Даниэля, об особенностях жизни в племени, среди тарантулов и пауков, где обычные змеи становятся чем-то, более похожим на назойливых мух, с которыми лучше примириться, но избавиться от них навсегда не удастся. Оттого наверное народец пираха никогда не спит дольше двух часов подряд, ведь рядом змеи! Не спи-вокруг змеи. Название книги невольно напомнило мне книгу канадского исследователя Фарли Моуэта "Не кричи-волки" не только названием, но и той безоглядной отдачей себя делу исследования обоими авторами.

Одна книга посвящена животным, другая -людям. В обеих молодые исследователи начинали работу с одной целью, но постепенно жизнь им открывала нечто такое, что в корне меняло их взгляды на изучаемую тему и выходило за рамки исследования, приводя к непредсказуемым результатам.

Всем приятного чтения!

Лингвистам в обязательном порядке:)

Всем остальным -по желанию!


Комментарии


Очень интересная и познавательная рецензия, спасибо.

Оттого наверное народец пираха никогда не спит дольше двух часов подряд, ведь рядом змеи!

Вот оно как! Зато сколько у них дополнительного активного времени по сравнению с нами) Неплохо)

Ценности культуры пираха — непосредственность восприятия, подтверждение слов делом

Во втором пункте с пираха точно хочется согласиться.