Больше рецензий

27 июля 2023 г. 21:58

52

5 Саморазрушительные привычки хороших компаний

Прочел на досуге книгу «Саморазрушительные привычки хороших компаний и как избавиться от них». Этот труд обязан своим появлением другой книге — бестселлеру Тома Питерса и Роберта Уотермана «В поисках совершенства», в которой разбирались компании, которым в США было жить хорошо.

Нюанс только в том, что по прошествии лет эти выдающиеся компании, приводимые в пример миру, либо погибли, либо сражаются за выживание (Xerox, IBM, Kodak). Что же их погубило?

Автор книги про саморазрушительные привычки Джагдиш Н. Шет проанализировал, как хорошие компании превращаются в плохие. Вот эти привычки, которые нужно выследить у себя в компании и нейтрализовать заранее.

1. Отрицание

Помните 5 стадий принятия неизбежного? Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Компании, видимо, тоже проходят этот путь. И начинают они с отрицания новых технологий, отрицания изменившихся предпочтений клиентов, глобальных изменений в мире. В книге приводятся примеры из жизни компаний на этот счет.

Например, пионер розничной торговли в США — компания A&P отрицала желание людей ходить в большие магазины с огромным выбором товаров. Она цеплялась за старую парадигму маленьких магазинов и довела дело до анекдота. Они решили попробовать новое веяние моды и открыли экспериментальный большой магазин, супермаркет, как того и хотели клиенты. Покупателям очень понравилось! Как поступило руководство A&P с новым магазином? Им не понравились его успехи, и они его попросту закрыли!!! Ну и потом, при таком-то подходе к реальности, сама A&P в агонии была продана.

Тут бы я добавил от себя, что авторы за рубежом не знают философскую подоплеку жизни человека. Что человек — это существо, живущее в самопорождаемых галлюцинациях. А компания — это коллектив галлюцинирующих людей. Нельзя просто так взять и разрушить галлюцинацию. Она будет сопротивляться! По аналогии попробуйте догадаться, что сон — это сон, несмотря на всю несуразность его сюжета.

Как выявить склонность к отрицанию? Ее маркер — когда ты говоришь: «Я не такой, как все. Это не для нас».

Отрицание, как пишет автор, — фундамент для всех остальных разрушительных привычек.

2. Высокомерие. Гордость

Тут уже проще. Если ты считаешь себя самым умным, если твое чувство собственной важности зашкаливает, то ты во власти этой привычки.

Пример из нашей жизни. Почта. На мое замечание в отделении, что искать посылку на почте 10 минут — это как-то странно (вещи лежат там, куда вы их положили), сотрудница сказала: «Куда вы без нас денетесь?» И вот «Озон», «Яндекс», «Вайлдберриз» открыли свои пункты, и можно забыть про почту.

Предупреждающие знаки высокомерия: вы перестали слушать клиентов, играете на публику, наводите страх на окружающих, придерживаетесь мнения «это не для нас».

3. Самоуспокоенность

Когда долгое время все хорошо само по себе вследствие, например, монополии, то компании засыпают. Процессы начинают бюрократизироваться, компания не торопится принимать решения, растут накладные расходы.

В пример можно было бы привести ту же самую почту или авиакомпании с РЖД, которые только недавно очухались (в поездах наконец-то, в 21-м веке, сделали биотуалеты). Также, на мой взгляд, самоуспокоены университеты, которые не догоняют тенденций времени.

4. Зависимость от компетенции

Пример — Британская энциклопедия, которая не смогла перескочить в новый дивный мир. Мы делаем, что делаем, а мир-то давно изменился. Сейчас, как мне кажется, с появлением нейросетей дизайнерам и копирайтерам нужно будет чуть изменить подход к своей работе.

5. Конкурентная близорукость

Мы видим конкурентов не там. «Кока-Кола» видит «Пепси», а тут появляется «Черноголовка». Или, как мне кажется, конкурент «Яндекса» был «Гугл», а теперь это «Телеграм». Конкуренты книжных издательств не электронные библиотеки (которые на самом деле только увеличивают продажи бумажных книг), а YouTube, «Кинопоиск» и бесконечные сериалы с компьютерными играми.

6. Гигантомания

Желание вырасти, расшириться на глобальные рынки приводит в большинстве своем лишь к затратам. За объяснением, почему это так, отправляю вас к другой книге — «Стратегическая логика».

О других саморазрушительных привычках компаний вы сможете узнать из книги Джагдиш Н. Шета «Саморазрушительные привычки хороших компаний и как избавиться от них».


Источник