6 июня 2023 г. 18:09

72

3 Сумбурно, бегло, простовато

Автор писала книгу урывками, маленькими частями, посвященными разным эпизодам в жизни, а когда пришло время объединить их, она даже не удосужилась как следует вычитать и убрать ненужные повторы. Кроме того местами она может путать имена, или вставлять фразочки типа: "больше он уже никогда не вернется в Милан", чтобы затем, в следующей части, написать как он вновь приезжает туда на встречу с новым королем в свите папы. Такое отношение к работе и читателю говорит уже само за себя.

Однако я дочитал книгу, потому что мое видение этой личности созвучно Софи Шово. Я считаю образ гения Леонардо был сильно раздут. В действительности у этого человека было множество пороков, многие из которых он скрывал.

Просто задумайтесь над тем, стал ли бы порядочный человек на протяжении десятилетей держать рядом с собой самого настоящего негодяя, каким был Салаи? Если только Леонардо не получал от него что-то, что компенсировало все его прегрешения. Но даже в таком случае, идя на поводу своей страсти, он совершенно закрывал глаза на моральный облик своего любовника и свой, соответственно. Гений, влюбленный в отморозка? Ну тогда это злой гений, уж точно. А есть еще люди, которые пишут о не доказанной гомосексуальности Леонардо! Господи, что там доказывать, если человек всю жизнь рисует андрогинов, и даже Мона Лиза, простите, больше похожа на того же Вакха и Иоанна, чем на девушку. Я полностью согласен здесь с Софи, что после разлуки со своим бесененком он использовал эти сюжеты, чтобы постоянно дорисовывать в них своего любовника. Разве можно сравнить женственность Мона Лизы с Венерой Боттичелли. На мой взгляд только первые портреты Дженевры и дамы с горностаем хоть в какой-то степени передают подлинную женскую красоту. Но после встречи с Салаи интерес к этому полу у мастера явно иссяк.

Не считаю я Леонардо и каким то невероятным гением. Сколько было прекрасных художников в разные эпохи, даже многие русские художники 19 века во много раз его превосходят. Но кто-то создал бренд, хотя из книги мы видим, что и сам художник еще при жизни приложил к этому руку.

Одно у Леонардо получалось на славу: смешить, потешать, устраивать шоу. Да, это настоящий шоумен своей эпохи. И по всем законам шоу-бизнеса, был он склонен и к содомскому греху, и к частой смене настроений, с привязанностью к очень странным типам.

Кем был бы Леонрадо, родившись в наше время? Очередным Киркоровым, устраивающим однополые свадьбы, Моргенштерном, сжигающим деньги на красной площади? Да, в отличие от этих персонажей, Леонардо любил исследовать мир, у него был более сосредоточенный ум. Но не достаточно сосредоточенный, чтобы завершить свои работы. И вообще та легкость, с которой он "кидал" своих заказчиков говорит не в пользу его морального и нравственного облика. Хотя, пожалуй, одно хорошее качество у него все-таки было: он легко прощал своих обидчиков, был не жестоким, аскетичным, как и все вегетарианцы. Но сегодня можно найти тысячи подобных людей, которые просто родились не в том месте и не в то время, чтобы их сделали гениями.

Книга не слишком серьезная. Хотелось бы более профессиональную биографию художника, интересные исследования его личности, которые бы позволили лучше понять его психологию, непредвзятый анализ его картин.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!