Больше рецензий

3 июня 2023 г. 22:27

759

5 Бедная Маша

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

Нет, пушкинская Татьяна здесь не при чём! И тот, кому вручила свою судьбу главная героиня под не менее прекрасным именем Машенька, вроде не тиран, хотя... Именно эти строки кружились у меня в голове, пока я читала повесть моего любимого писателя, с текстом которого у меня всегда роман, вернее  безоговорочная и безответная любовь с первого взгляда и до конца моих читательских дней.

Ситуация, описанная в повести, весьма не стандартна и я бы не стала на основании такого неравного по возрасту брака, случившегося между семнадцатилетней неискушённой девушкой и пожившим тридцати шести летним мужчиной, судить о счастье в семейной жизни как таковой. И что хотел сказать Толстой таким названием, я не знаю, да это и не важно для меня, потому что совсем другое взволновало лично меня в этой истории.

Почему я жалею Машу, которая тоже далеко не безупречна в своём поведении по отношении к мужу? Потому что мало того, что ей "посчастливилось" влюбиться в мужчину настолько старше себя, что возымело потом ожидаемые последствия, о которых, кстати, он же её и предупреждал как умудрённый опытом, так ещё в такого. Какого? Он по-отечески мудр, степенен и закрыт, словно застывшая скульптура с прочной оболочкой и едва теплящейся жизнью внутри. Уверен в себе, уравновешен и в случае непонимания уходит внутрь, оставляя любимую в полном душевном одиночестве. Это страшно, скажу я вам и, поскольку мне приходится прощать это людям в жизни, то на литературных героях я, пожалуй, безнаказанно отыграюсь хотя бы в собственной рецензии...

И таковым он был с самого начала их отношений. Он уже любит её, но что же чувствует при этом и видит она:

Он обращался со мной, как с молодым любимым товарищем, расспрашивал меня, вызывал на самую задушевную откровенность, давал советы, поощрял, иногда бранил и останавливал. Но, несмотря на всё его старанье постоянно быть наравне со мною, я чувствовала, что за тем, что я понимала в нем, оставался еще целый чужой мир, в который он не считал нужным впускать меня, и это-то сильнее всего поддерживало во мне уважение и притягивало к нему.

Ходил, уходил, приходил, примерялся, не досказывал, не досматривал, наводил смуту. "Должна быть в женщине какая-то загадка...", но не в мужчине, на мой взгляд, хотя это дело вкуса, конечно. А финальная сцена объяснения в любви - так это вообще театр двух актёров или игра в поддавки и причём со стороны несчастной девушки, которая в итоге первая призналась в любви. Просто сплошное мужское кокетство. Да, я разумеется понимаю, что его возрастом отчасти и продиктовано такое поведение, ибо не уверен он в правильности и уместности своей любви к молодой девушке, что он и поясняет потом сам. Но, боже мой! Нет... Не надо так, не люблю я, когда мужчины себя так ведут. Прими решение и будь готов принять потом удар или просто уйди, если не уверен, только не вынуждай женщину вести себя, как мужчина, и уговаривать тебя.

«Только зачем он не скажет мне просто, что любит меня? — думала я. — Зачем он выдумывает какие-то трудности, называет себя стариком, когда все так просто и прекрасно? Зачем он теряет золотое время, которое, может быть, уже никогда не возвратится? Пускай он скажет: люблю, словами скажет: люблю; пускай рукой возьмет мою руку, пригнет к ней голову и скажет: люблю. Пускай покраснеет и опустит глаза передо мной, и я тогда все скажу ему. И не скажу, а обниму, прижмусь к нему и заплачу. Но что, ежели я ошибаюсь и ежели он не любит меня?»— вдруг пришло мне в голову.

И вот случается то, о чём он её и предупреждал. Уединение в деревне прискучило молодой крови и захотелось впечатлений и бурления светской жизни. Осуждаю ли я её? Едва ли, хоть и не восторгаюсь, конечно. Она молода, ей около двадцати, и жизнь у неё дворянская, без трудов праведных. Он степенен, свекровь занудна и строга, и в деревне слишком много тишины. И, чтобы захотеть уединения от мира, нужно сначала устать от чего-то того, с чем она ещё и не знакома. Он мудр и по-прежнему уравновешен и, идя у неё на поводу, позволяет неопытной молодости увлечься светской жизнью в угодной для неё мере. А сам тихо наблюдает за процессом со стороны, не ропща, но всё больше и больше уходя в себя и давя в себе свою любовь. Прекрасно! Да лучше бы скандал закатил и показал своё небезразличие, ревность, в конце концов! Всё какие-то чувства и энергия, чем эта мудрая молчаливо добродушная "могила", в которой он топит свои чувства, и она подходит к нему, словно к памятнику с красивым оттиском дат рождения и смерти их любви. И кроме того, женщине необходимо ощущать время от времени мужскую руку, которая придерживает, тем самым говоря - ты моя и дорога мне. Но тут включается во мне человек и говорит - нет у него сил на скандалы, понятное дело, кончилась энергия, ушла вместе с годами жизни. Хотя, по нынешним меркам сорок лет для мужчины - это не возраст старца.

И вот финал их семейного счастия. Жена пытается говорить со своим мужем. И, как когда-то вытянула из него признание в любви, сейчас молила открыть душу после долгого отчуждения и дистанции между ними. И, преодолев крепкое мужского сопротивление нелюбимой ими откровенности, что услышала :

- Нет, я не правду говорил, что не жалею прошлого; нет, я жалею, я плачу о той прошедшей любви, которой уж нет и не может быть больше. Кто"виноват в этом? не знаю. Осталась любовь, но не та, осталось ее место, но она вся выболела, нет уж в ней силы и сочности, остались воспоминания и благодарность...

А дальше двадцатиоднолетняя молодая женщина, полная нерастраченной сексуальной привлекательности и любви, а по нашим меркам вообще ещё девушка, делает такие выводы о своей жизни, которая, не успев начаться, уже закончилась с точки зрения её как женщины. Я даже не хочу комментировать, чтобы остаться корректной. Пусть её слова сами скажут за себя. И это будет пояснением к тому, почему и за что мне жалко бедную Машу, как Пушкину когда-то милую Татьяну.

С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту...

Комментарии


Меня конец тоже удивил и взволновал больше всего. Но тут просто иной брак, не такой, как принято в наше время,а скорее сделка удобных друг другу людей,чтобы растить детей и вести хозяйство.По крайней мере с его стороны, нафиг ему все эти страсти,он ушел "на покой".

Осуждать кого-то не берусь, Толстой обоих героев сделал очень симпатичными,обоих понимаешь, действительно просто слишком большая разница в возрасте, надо было жениться раньше мужчине или не на такой юной. Но это ведь это был некий план, воспитать жену под себя, что отдает патриархатом и установками прошлых веков


Но тут просто иной брак, не такой, как принято в наше время,а скорее сделка удобных друг другу людей,чтобы растить детей и вести хозяйство.

Я бы не сказала..) Помнишь, какая у них любовь была? У неё точно, да и у него, вроде. Просто он бесстрастный и застывший, и что-то мне подсказывает, что возраст здесь не при чём, и он всю жизнь таким был.

Осуждать кого-то не берусь, Толстой обоих героев сделал очень симпатичными,обоих понимаешь, действительно просто слишком большая разница в возрасте, надо было жениться раньше мужчине или не на такой юной.

Да, согласна, что оба они вполне хорошие люди. И, что ими двигало - тоже всё логично. Просто, чисто субъективно, мне больше жаль девушку. Он пожил, а она теперь будет жить только детьми, и даже роман на стороне по тем временам дело затруднительное. Поэтому будет несчастна - в этом я даже не сомневаюсь))

Но это ведь это был некий план, воспитать жену под себя, что отдает патриархатом и установками прошлых веков

А дать ей плясать на балах вволю - это тоже часть его мудро - отцовского плана? Чтобы она, так сказать, перебесилась? Рискованный план, а вдруг бы она  в Анну Каренину превратилась?))


этом я даже не сомневаюсь))

ну я как раз сомневаюсь) Темпераменты разные, более того, это сейчас некий культ молодости,когда и в 50 лет женщина хвастается любовниками. Тогда все же женщины жили иначе,старели раньше, дом/дети было нормой. Конечно, высший свет это иное, да и если дети и дом переложены на других,а ты маешься от скуки,то нужен адреналин,подойдут и любовные связи)

Мне кажется,Толстой откровенно озвучил то,что происходит во многих семьях и естественно, что через энное количество лет романтическая любовь и страсть переходит в нечто другое. Т.е. тут даже балы не играют особой роли, просто если много лет живёшь с браке, отношения переходят в некую иную стадию, меньше романтики,зато больше связан именно бытом и детьми (яркая страсть и волнение уходят,конечно их можно реанимировать искуссвенно, но все же это иное)

дать ей плясать на балах вволю

мне кажется,герой надеялся,что пронесёт) Ну а если нет,то он не стал ей мешать,как раз тираном не хотел быть. Спорное решение, эгоистичное отчасти, по идее мог бы уделить ей время и окунуться в это,но видно человек не готов был на такие жертвы и выбрал дать ей свободу,не ограничивая


просто если много лет живёшь с браке, отношения переходят в некую иную стадию, меньше романтики,зато больше связан именно бытом и детьми

Ну, возможно, и переходят, хотя у всех по-разному, и тут роль как раз темпераменты и играют вместе с ценностями в жизни. Но не 21 же год превратиться в домашнюю маму - курочку с мужем - отцом?? :((

Наверное, во мне говорит сейчас современный человек, а раньше так часто было, к сожалению, хотя в классике много и других примеров)

А с другой стороны, и сейчас всё то же самое - кто уже в 20 лет бабёночка, а кто-то и в 40 ещё в романтике и чувствах :)


Всё какие-то чувства и энергия, чем эта мудрая молчаливо добродушная "могила", в которой он топит свои чувства, и она подходит к нему, словно к памятнику с красивым оттиском дат рождения и смерти их любви.

Чудесно написала, Тань..
И дальше, после этих слов, тоже чудесная строчка.
Роман не читал, но помню, в воспоминаниях каких то, читал, как Бунин шёл с некой девушкой и ещё каким-то писателем по аллеям парка и заговорили о том, кто что читает.
Девушка сказала - Семейное счастье (или писатель?).
Бунин улыбнулся и сказал: у вас очень хороший вкус.
Малоизвестная но роскошная книга Толстого...

Мне это так славно запомнилось. И так уютно было от этой прогулки втроём по парку...


Чудесно написала, Тань..

Спасибо, Саша, приятно)) Приходилось в жизни чувствовать что-то подобное, поэтому и ассоциация очень быстро родилась)

Девушка сказала - Семейное счастье (или писатель?).
Бунин улыбнулся и сказал: у вас очень хороший вкус.
Малоизвестная но роскошная книга Толстого...

Конечно, хороший!))) Это же Толстой, я его люблю и не важно что он пишет и о чём, у меня с его слогом полное слияние ;))


Ситуация, описанная в повести, весьма не стандартна и я бы не стала на основании такого неравного по возрасту брака, случившегося между семнадцатилетней неискушённой девушкой и пожившим тридцати шести летним мужчиной, судить о счастье в семейной жизни как таковой.

Ну, в те времена девушки и за стариков выходили замуж, а герою-то всего 36. Кстати, даже в наши дни не так уж и редко встречаются браки с такой разницей в возрасте, причём когда старше не муж, а жена. )

Именно эти строки кружились у меня в голове, пока я читала повесть моего любимого писателя

Я эту повесть не читала, но после твоей рецензии вспомнились мне известные слова Толстого из его письма:
«Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Нельзя... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного».

Очень часто сказки и романы заканчиваются свадьбой - и это считается счастливым финалом, «семейным счастием». Но на самом-то деле после свадьбы всё только начинается. И все наивные мечты и планы потом кажутся смешными.


Ну, в те времена девушки и за стариков выходили замуж, а герою-то всего 36. Кстати, даже в наши дни не так уж и редко встречаются браки с такой разницей в возрасте, причём когда старше не муж, а жена. )

Да, Людмила, ты права) Возможно, для тех времён это было более актуально, поэтому он так и назвал, я об этом не подумала... Эх, вспомнила сейчас опять "Драму на охоте";)))

Вот эти строчки Толстого, которые ты привела, я тоже слышала не раз! И во многом с ним согласна, хотя случаи, как и люди бывают разные, и с ним здесь можно поспорить, как всегда...И над этим мнением можно долги размышлять и искать примеры в жизни как подтверждающие его сильное высказывание, так и исключающее.. Но мне они больше нравятся, чем нет)

Очень часто сказки и романы заканчиваются свадьбой - и это считается счастливым финалом, «семейным счастием». Но на самом-то деле после свадьбы всё только начинается. И все наивные мечты и планы потом кажутся смешными.

Вот уж это верно ты подметила :(((

Я вот думаю, что как бы не продолжалось, только бы не превращаться в застойных обывателей в душе - это самое жуткое продолжение, по-моему...

Спасибо, что заглянула и за интересный комментарий! ;)


Извините, что вклиниваюсь))
По Толстому, сила женщины в ее нравственной чистоте и деторождении, да и любой человек должен жить любовью и служением людям. И только дети, по его словам, "искупают" совокупления даже в браке. Влюбленность в браке порочна и вредна. Молодая женщина же, скучая и стремясь к светской жизни, погрязла в грехе, что понимает ее многомудрый муж. Но, к счастью, по Толстому опять же, ее настоящий жизненный путь еще впереди, еще спасет она свою бессмертную душу.
Все это он высказывал в поздних своих произведениях уже напрямую- особенно показательны "Записки сумасшедшего" и "Послесловие к Крейцеровой сонате".
Я, как и вы, очень люблю Толстого, как писателя, его ясность изложения, прекрасный язык- но его философские идеи мне чужды. К его произведениям вообще не возможно подходить с обычной меркой. Мне кажется, то, к чему он пришел в старости, совершенно невозможно ни для кого в наше время, его взгляды слишком устарели, кмк.


Извините, что вклиниваюсь))

Не извиняйтесь, вклинивайтесь)

По Толстому, сила женщины в ее нравственной чистоте и деторождении, да и любой человек должен жить любовью и служением людям. И только дети, по его словам, "искупают" совокупления даже в браке. Влюбленность в браке порочна и вредна.

Ну да, я читала и "Крейцерову сонату" и пояснения к ней. Но он больше бичует себя там и мужчин в целом, а женщина - как искуситель для мужчин. И эти взгляды очень спорны, согласна..

Молодая женщина же, скучая и стремясь к светской жизни, погрязла в грехе, что понимает ее многомудрый муж. Но, к счастью, по Толстому опять же, ее настоящий жизненный путь еще впереди, еще спасет она свою бессмертную душу.

Ну это мнение её мужа, но не моё. Чтобы не грязнуть в грехах, нужно быть счастливой. А в этой истории, по-моему всё ясно, что у неё были мотивы так поступать..

Мне кажется, то, к чему он пришел в старости, совершенно невозможно ни для кого в наше время, его взгляды слишком устарели, кмк.

Возможно, но я люблю от этого не меньше) Он заставляет думать, у него гениальное изложение мысли, и у него мятущаяся душа, и мне это близко)