Больше рецензий

14 мая 2023 г. 10:23

2K

5 Спойлер Расширенная рецензия со спойлерами

И вот прямо с обложки на тебя смотрит Нобелевский лауреат и какой-то маргинал, как-бы намекая - что либо ты гений либо аутсайдер. Давайте же разбираться.
Талант - это результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайного преимущества - обозначает нам автор с самого начала.
Очень многое в жизни определяет среда, в которой ты живешь, в том числе и качественное образование. Это же образование может привить ребенку ОСОЗНАНИЕ ПРАВОМОЧНОСТИ, то есть умение задавать вопросы, спорить, вести диалог со взрослыми авторитетами. Исходя из этого, у человека формируется ПРАКТИЧЕСКИЙ интеллект, иными словами "умение договариваться", в то время как АНАЛИТИЧЕСКИЙ интеллект - это врожденные способности.
И если в процессе воспитания родители сумели привить ребенку все эти полезные качества, то, полагаю, повзрослев он может рассчитывать на СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ТРУД - это работа, которая подразумевает независимость, сложность, взаимосвязь между затраченными усилиями и полученной оплатой.
Не стоит сбрасывать со счетов и такое понятие как КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Это мощный фактор. Оно приводит к кровопролитию и предотвращает болезни. Очень сильная глава в книге на эту тему, объясняющая гордость и воинственность присущую всем "горным народам" и покорность земледельцев. Поэтому, прежде чем решить в каком направлении стоит двигаться, нужно осознать откуда пришли.
В итоге я убедился, чтобы тебя признали гением, нужно пройти сложный тернистый путь, который не всегда приводит на вершина Олимпа, ибо "его величество случай" играет действительно огромную роль в формировании и становлении человека как Выдающейся Личности.
1.1 Высокий крепкий дуб вырастает из хорошего желудя, но при этом важно, чтобы желудь попал в хорошую почву и чтобы другие деревья не затеняли молодой росток. Таких факторов огромное количество. Точно так же и молодые спортсмены становятся звездами, с одной стороны, благодаря своим талантам и постоянной упорной работе, а с другой – в силу случайного стечения обстоятельств и произвольного социального отбора.
1.2 В младших хоккейных лигах Канады переход игроков на следующий уровень происходит первого января. Оказывается, подавляющее большинство тех, кто добился в хоккее успеха, родились в начале года. В детстве несколько месяцев разницы в возрасте играют заметную роль. Когда начинаются тренировки в детских командах, те, кто родился в начале года, кажутся более крупными, обладающими лучшей координацией движений и в целом более перспективными, чем их одногодки, родившиеся на несколько месяцев позже. Тренеры уделяют им больше внимания, и они проводят больше времени на льду. В результате им удается добиться лучшего уровня игры, чем их чуть более юным сверстникам.
Сейчас дети идут в школу с 6 до 8 лет в первый клас. И они неизбежно столкнуться с неравенством в обучении.

2.1. Ранний отбор очень важен и потому, что тесно связан с другим фактором – количеством времени, затраченного на овладение навыком. Если проследить, например, сколько часов занимались музыкой в детстве и подростковом возрасте разные группы людей, выясняется такая картина. Хорошо подготовленные любители посвящают своему хобби около 2000 часов занятий. Будущие учителя музыки занимаются 4000 часов, а будущие профессиональные музыканты – примерно 8000. Те же, кто впоследствии становятся выдающимися исполнителями, вкладывают в дело своей жизни около 10 000 часов практических занятий. Этот рубеж – 10 000 часов занятий – применим и к другим профессиональным областям, таким как спорт, искусство и даже программирование. Примерно столько времени потратили на освоение своего ремесла люди, перевернувшие компьютерный мир. Среди них, например, Билл Джой, преобразивший операционную систему UNIX и программный язык Java.
2.2. Однако личного упорства Билла для успеха было бы недостаточно. Требовалось, чтобы удачно сложились многие обстоятельства. В 1970-е годы Билл Джой учился в Мичиганском университете – в то время одном из немногих учебных заведений, в достаточной степени оснащенных компьютерным оборудованием. Вначале Билл изучал другие дисциплины, а в компьютерный центр он попал случайно. Но оказавшись там, он получил возможность совершенствоваться в программировании едва ли не круглосуточно.
Примерно такое же везение выпало и на долю Билла Гейтса: он смог реализовать свои таланты благодаря тому, что ходил в частную школу, в которой уже в 1960-е годы был свой компьютерный клуб.

3.1. Помимо способностей, обстоятельств, затраченного времени и усилий вероятность достижения успеха следует рассматривать и в более широком историческом контексте. Если взять 75 богатейших людей за всю историю человечества, то выяснится, что каждый пятый из них относится к “одному и тому же поколению одной и той же страны”. С 1830 по 1840 год в США родились Джон Рокфеллер, Эндрю Карнеги, Джей Гулд и еще десяток людей, которые стали невероятно богатыми, воспользовавшись плодами американского экономического взлета. Сходную закономерность можно отметить и для поколения законодателей рынка высоких технологий: Пол Аллен родился в 1953 году, Билл Джой – в 1954-м, Билл Гейтс и Стив Джобс – в 1955-м, а Стив Баллмер – в 1956-м. Они сформировали облик этой отрасли, начав работать в ней в самый подходящий момент.
4.1. “Культурное наследие – мощный фактор. У него глубокие корни и долгая жизнь”.
Кристофер Ланган прославился, когда выиграл 250 000 долларов в телешоу “Один против ста”. Его показатели IQ, по свидетельству психолога, были “слишком высоки для того, чтобы их можно было измерить безошибочно”. Интеллектуальное развитие Лангана с самого детства было необычным: он начал говорить в шесть месяцев, в три года сам научился читать, проштудировал “Основания математики” в шестнадцать, а “при сдаче SAT (экзамена на выявление академических способностей) набрал высший балл, несмотря на то, что заснул прямо во время тестирования”. При всех этих талантах он не слишком многого добился в жизни, если не считать победы в телешоу. Как мы опять убеждаемся, врожденные таланты должны быть подкреплены “практическим интеллектом”, которого Лангану категорически не хватало. Рос Ланган с матерью-одиночкой, у которой было четверо детей – все от разных мужчин. Отец Лангана был беспробудным пьяницей. Свою первую стипендию Кристофер потерял из-за того, что мать вовремя не заполнила нужные бумаги. Учебу в университете Монтаны пришлось бросить из-за того, что он не мог туда вовремя добираться: машина была не на ходу. Работал он сборщиком мидий, разнорабочим и вышибалой в барах. Профессионально зарабатывать на жизнь своим недюжинным интеллектом Ланган так и не смог.
4.2. Судьба Роберта Оппенгеймера, наоборот, представляет собой наглядный пример удачного сочетания природной одаренности и умения использовать ее в жизни. Его таланты проявились, как и у Лангана, в самом раннем возрасте. В третьем классе он уже проводил лабораторные опыты, а в девять лет мог изъясняться на латыни и древнегреческом. Во время обучения у него тоже возникли проблемы, не связанные с успеваемостью: в момент обострения депрессии он вознамерился убить своего научного руководителя! Ланган не смог доучиться, по сути, из-за пустяков: асоциального поведения матери и неисправного автомобиля. Оппенгеймеру же за покушение на убийство просто назначили испытательный срок. Выходец из благополучной семьи, Оппенгеймер прекрасно знал нормы, действующие в социуме, и умел обращать все происходившее с ним в новые возможности. В семье его всячески поддерживали и неизменно внушали, что рано или поздно он добьется очень многого. Его отдали в специализированную школу, где мальчику уделяли особое внимание. В результате Роберт стал выдающимся физиком. Судьбы этих двух человек свидетельствуют о справедливости выводов исследований: поддержка семьи оказывает значительное влияние на возможность добиться успеха в жизни – даже когда речь идет об очень одаренных людях.
“Как ни прискорбно, исследование Ученых  показало: практически ни один вундеркинд из низших социальных слоев не добился известности”.
4.3.Долгие годы клановые войны уносили жизни обитателей округа Харлан в штате Кентукки. Умение храбро смотреть опасности в глаза и кровная месть стали неотъемлемой частью культуры жителей Аппалачских гор. Почему же эти качества проявились так ярко именно здесь? Ответ следует искать в происхождении тех британских иммигрантов, которые прибыли сюда в 1819 году. Они привезли с собой “культуру чести”, требовавшую сурово отвечать на все угрозы и оскорбления. Такая культура часто складывается в горных регионах, где основой жизни является скотоводство. Пастуху необходимо уметь действовать быстро и, главное, в одиночку. Иначе ни свою собственность, ни саму жизнь он защитить не сможет. Этим он отличается от земледельца, который привык к помощи общины. В культуре скотоводов реакция на одно-единственное оскорбление определяет характер человека. Традиции, свойственные тем или иным региональным культурам, передаются из поколения в поколение, несмотря на то что их истоки могут быть давно забыты.
5.1.Социально-культурный фон сказывается на индивидуальном поведении даже в такой ситуации, как крушение пассажирского самолета. Аварии на этом виде транспорта не случаются “просто так”, самолет ни с того ни с сего не загорается и не взрывается. Катастрофы происходят из-за того, что пилоты сталкиваются с осложняющими обстоятельствами (например, плохими погодными условиями), в которых совершают ошибку. Первая ошибка влечет за собой вторую, вторая – третью и так далее. В среднем подобные аварии являются результатом семи последовательно совершенных ошибок. Причем допускаются они вовсе не из-за недостаточной летной подготовки, а в силу стресса, плохой коммуникации и, как это ни странно, культурно обусловленных моделей поведения.
5.2. Национальные культуры различаются по многим важным параметрам, одним из которых является так называемый индекс дистанции власти. Чем больше “та или иная культура ценит и уважает иерархию”, тем реже ее представители оспаривают решения своего руководства и тем менее охотно сообщают начальству неприятную информацию (даже, например, о приближающейся аварии). Культуры также различаются по степени независимости каждого из своих представителей. В одних сообществах принято объединяться в коллективы, другие более ориентированы на индивидуализм. В некоторых обстоятельствах, как, например, в напряженной обстановке, царящей в пилотской кабине, где уже были приняты одно за другим несколько ошибочных решений, представители индивидуалистических культур действуют эффективнее.
Представители иерархических коллективистских сообществ (например, корейцы) в такой ситуации скорее доведут аварийную ситуацию до катастрофы, чем экипаж, собранный из представителей других культур, – разумеется, в том случае, если не будут проведены специальные тренинги, нивелирующие это культурное воздействие.