Больше рецензий

22 марта 2023 г. 08:57

186

3 Корабли без капитана, капитан без корабля

Заявляя своим названием, что она - "Хроники", книга говорит правду, просто понимаешь это не сразу, а где-то к середине. Это именно что хроники, которые довольно условно связаны между собой тем, что они происходят в одном мире с незатейливым названием Мир9. Они просто описывают какие-то события, которые просто произошли в какой-то вселенной, без подробностей и осмысления, почему же произошло так, а не иначе, в чём были предпосылки и какие последствия от этого появились, да и в целом сильно так смахивают на бортовой журнал.

Затрудняюсь определить жанр, тут как-то много чего понадёргано от утильпанка, дизельпанка, биопанка и технотриллера до кучи. (Сам автор, кстати, бесконечно мило называет Мир9 планетарной фантастикой, что, в принципе, правда - действие же происходит на планете, не придерёшься. Очень удобно.)
По ощущениям книга больше всего напомнила смесь "Света" и "Стекла", разбавленную металлическими заклёпками в случайном порядке.
Мир очень мрачный, всё в нём плохо, надежды ни на что нет, выживать можно с огромным трудом и чаще всего - недолго. Уровень недружелюбия своей планеты автор точно выкрутил на максимум, кинув в неё отвратительный климат, безумную технику и цели, которых нет.

Остро чувствуется, что всё это не планировалось быть ничем крупнее одной маленькой публикации. Книга - по сути, сборник из рассказов подлиннее и рассказов покороче, которые обозначены интерлюдиями. Их связь с окружающим текстом от меня тоже несколько ускользает, возможно, в авторской задумке они играли на лучшее раскрытие атмосферы мира. Я не могу придумать им другого применения.

Сама книга внутри себя ещё как бы дополнительно делится на две половины, где первая и вторая сильно разделены по времени мира. Первая часть, где постоянно мелькает корабль по имени Робредо, при этом показалась мне сильно пожёстче, в ней кровькишки - основной повествовательный и художественный элемент. Во второй же внезапно появляется какая-то лиричная нота, почти-дружба механоида с человеком и даже попытка в построение классического произведения с протагонистами, антагонистами и сюжетным движением. Всё это бодренько соседствует с многочисленным вырыванием сердец, правда, но оно неважно. Сквозная линия, за которой можно следить, есть, и спасибо.

По ходу повествования несколько раздражали навязчивые элементы органик-хоррора с многократными однотипными описаниями того, кто кого и как расчленяет. Я с первого раза поняла, что местная железная фауна склонна жрать всё, что шевелится, и перемалывать на смазочный материал, а невостребованные остатки потом лежат на солнце и разлагаются со всеми сопутствующими спецэффектами, сюжет-то за всем этим кровавым карнавалом где?
И вот тут я прямо недоумеваю, потому что мне лично сюжет найти не то, чтобы удалось. Безусловно, тут вроде как есть какие-то персонажи (они регулярно умирают или разваливаются), тут есть какое-то действие (преимущественно кто-то куда-то едет или сначала летит, а потом едет), но мне очень сложно осмыслить, какова здесь основная идея. "Скорми ближнего своего кораблю, чтобы тот доставил тебя в порт, где тебя всё равно сожрут, просто кто-нибудь другой"? Ну, как минимум, конечно, очень неожиданно и даже бодрит.

Но главная проблема, об которую я всё-таки поломалась - уже традиционная.
Лора нет, и это очень мешает. То есть, буквально, автор говорит: есть Мир9, в нём есть пустыня, по пустыне ездят корабли, они жрут людей и друг друга, а ещё иногда тут можно в латунь со временем превратиться, если потрогать неправильный металл. В принципе, нормальный такой сеттинг для фантастического хоррора, но главное не открывается - как так вышло и зачем? И вот тут мир начинает рассыпаться на части, потому что в нём ничего не скреплено каким-то объяснением.
Как в этом мире появились люди, если колонизировать там нечего, или вот упоминающиеся кочевники - это те же люди, что на кораблях, или они отдельные, местные. Как появились корабли, что составляет их разум, откуда они взялись изначально, являются ли они формой жизни или это вышедшие из-под контроля человеческие произведения. Из каких подручных материалов они слепили Болезнь, которая обращает органику в металл. Куда они вообще все, божечки-кошечки, идут? У происходящего есть какая-то конечная цель?

За что ни хватишься, ничего нет.
Огорчительно.

Компановка книги мне по итогу кажется несколько сомнительной: секцию ответов на вопросы надо бы поставить сначала, чтобы читатель был в курсе, что его не ждёт никакой цельной истории. Если читать это как сборник самих-в-себе-новелл в очень специфичном антураже песка и машинного масла, то восприниматься он будет, пожалуй, получше. Когда не рассчитываешь на роман, не расстроишься, что его не получил.

Было, пожалуй, любопытно познакомиться с итальянским автором - это прямо большая для меня экзотика оказалась, ничего про итальянскую фантастику не знаю. Но сомневаюсь, что в должной мере прониклась прочитанным. Возможно, просто не совсем моё, я предпочитаю истории значительно более линейные. У Тонани вроде как есть ещё книга по этой вселенной, но по итогу не уверена, что хочу продолжать знакомиться - разве что она будет ещё более классической в построении повествования, чем вторая часть этой.