Больше рецензий

20 марта 2023 г. 14:04

478

4.5

Крайне неожиданно, но эта книга, случайно захваченная по пути с книжной полки в Fix Price, буквально вернула мне вкус к чтению в этом году. При том, что и само ее приобретение было абсолютно случайно и мои ассоциации касательно книги, тоже были далеки от истины. Я, например, не читала аннотацию и вообще была уверена, что речь пойдет о некой мистической истории в аргентинской семье (как? зачем? почему? вопросы без ответа ;). Видимо меня на эти ассоциации натолкнула обложка.

А по факту, а по факту получилось, конечно же, совсем наоборот, пересказывать сюжет не буду, все желающие могут ознакомиться с аннотацией. Единственное, что нотка мистицизма осталась, но весьма незначительная.

Что касается моих впечатлений от книги, то меня она увлекла буквально с первых строк, да так, что я зачиталась ей до глубокой ночи, чего со мной не бывало уже очень давно. Наверно, это в который раз убеждает меня, в том, что чем меньше ожидаешь, тем больше получаешь. И мое абсолютное незнание того, в каком направлении будут развиваться события и о чем будет идти речь, позволили увлечь меня повествованием.

А повествование, на самом-то деле очень увлекательное и, я призываю всех, кому попадется на глаза эта рецензия, не бояться других, крайне категоричных отзывов, а дать этой книге шанс. Так же, как судьба давала Стелле Фортуне шанс раз за разом возвращаться к жизни.

Мне всегда было интересно читать рецензии на книгу, после прочтения и сравнивать свои эмоции с другими, посмотреть на прочитанное под другим углом, увидеть что-то новое для себя, с чем-то согласиться, а с чем-то поспорить. Поэтому свои впечатления от этой книги, я буду рассматривать в сравнении с впечатлениями других читателей, поскольку уж очень диаметрально противоположными они оказались.

И вот в этот раз, мне хочется именно поспорить, поспорить об ощущении гадливости, которое якобы оставляет от себя книга, поспорить о том, как можно не понимать, почему с женщиной в описываемое в книге время, обращались как с вещью и почему она ничего не могла изменить, почему все мужчины в книге "моральные уроды" и как такое вообще возможно.

По поводу гадливости, это конечно индивидуальное ощущение, но на мой взгляд, есть куда большее количество произведений, где куда как более подробно (в том числе физиологически) описаны куда как более неприятные вещи. Здесь же, затронутая тема сексуальных отношений и вызванной ими травмы, на мой взгляд и не могла быть описана по-другому, потому что иначе, просто банально было бы непонятно, что же так повлияло на психику Стеллы, что сломало ее задолго до вступления в брак.

По поводу рассуждений о том, как вообще могла сложиться такая ситуация, что мужчины не учитывают, не слышат и не слушают женских просьб, а те не могут и бояться сказать что-либо не то при лицах мужского пола, то тут, на мой субъективный взгляд, проскальзывает, а иногда и прямым текстом звучит следующее - "мы сами творцы своей судьбы", можно было взять все в свои руки и изменить и вообще, на что она там жалуется? Мужик ей, дескать, не такой достался, ишь ты. Любит как могет, зря сопли на кулак мотает, ее проблемы что ей там не нравится и не хочется.

Ну что ж, здесь тоже не могу разделить подобных рассуждений. Поскольку сложившаяся жесткая патриархальная система, к тому времени была прочно устоявшейся и люди просто не могли представить себе иной картины мира, женщина не имела права голоса в своей семье, не то что за ее пределами.

И вот это-то как раз вызвало у меня наибольшие эмоции, поскольку, не смотря на то, что прошло уже почти столетие, в этом плане почти ничего не изменилось.
Да, формально, женщины обрели новые гражданские права, могут самостоятельно выбирать партнеров, быть независимыми в финансовом плане, но все это только формально.

Как много семей, где до сих пор родители решают за кого девушка должна выйти замуж и всеми силами влияют на выбор партнера, причем это происходит не только в глубоко религиозных семьях, но и в светских.
Как много семей, где женщинам до сих пор приходится прятать заработанные крохи под матрас, подальше от мужа, чтобы он, еще чего доброго не решил, что она слишком много получает и хочет уйти из семьи, позволить себе больше положенного.
Как много (ооооочень много семей), где женщинам приходится проходить через репродуктивное насилие, сталкиваться с вопросами, давлением, принуждением к деторождению, не смотря на личные убеждения и внутренние физические и психологические проблемы.

Более того, сейчас в ХХI веке, мы возвращаемся к тому, что тело женщины больше ей не принадлежит. Отбросив гуманизм и морально-этическую часть проблемы, теперь государство вновь решает когда женщина может рожать, а когда нет, может ли она делать аборт или нет, попадает ли ее ситуация в формальные рамки закона или нет. А если нет, то кого это волнует.

Да и на героев мужского пола, описываемых в книге, я тоже, не смотря на их порочность, не смотрела сквозь призму "все мужики козлы", не смотрела с позиции того, что автор чем-то недовольна, раз выписала таких персонажей, один другого хуже. На мой взгляд, гиперболизация, как может показаться, недостатков, например Антонио, это лишь художественный прием, направленный на то, чтобы показать, сколь значима может быть роль отца в жизни девочки и как на многое он может повлиять.

Да и вообще, в книге освещается так много разнообразных аспектов семейных и межличностных отношений, что видеть в этом только описываемые крайности , которые безусловно там есть, на мой взгляд, чересчур категорично.

Ведь автор уделяет внимание и тому, насколько разными могут быть дети растущие в одной семье, под одной крышей. Как по-разному сестры-погодки могут смотреть на жизнь, как может формироваться их мировоззрение, не смотря на внешние факторы, не смотря на одинаковое воспитание и совместно пережитые тяготы.

Это интересное произведение, после прочтения которого есть о чем задуматься и посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Семейные воспоминания – вещь коварная. Отдельные истории повторяются, пока буквально в зубах не навязнут; другие вроде бы беспричинно забываются. Или, может, причина как раз есть – и она в неудобстве этих самых историй. Первое поколение их замалчивает, второе – не знает, и вот, глядишь, они стерты, а на чистом месте написано что-нибудь более лестное для семейства.

P.S. начала писать рецензию по свежим следам в январе, закончила только в марте, это, конечно же заметно, но и это неплохой итог)