Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2023 г. 23:38

296

4.5 "Если хочешь жить, то борись за эту жизнь, пока имеешь силы и желание"

В сентябре 1912 года шхуна "Святая Анна" попала в ледовый плен в Северном Ледовитом океане у побережья полуострова Ямал. Команда шхуны состояла из 24 человек во главе с лейтенантом Георгием Брусиловым. Экспедиция должна была пройти по арктическим морям от Баренцева моря до Тихого океана.

Скованная льдами, "Святая Анна" дрейфовала почти два года. Команда судна все это время ожидала, что в результате дрейфа удастся освободиться ото льдов и выйти на чистую воду. Запасы провизии истощались, на топливо постепенно разбирались деревянные части судна, не имевшие критического значения для конструкции, но желаемое освобождение так и не происходило.

В апреле 1914 года дрейфующая шхуна находилась примерно в 160 километрах севернее Земли Франца-Иосифа - архипелага арктических островов, который сейчас входит в состав России (часть Архангельской области). Штурман Валериан Альбанов решает воспользоваться относительной близостью земли и попытаться по льду дойти до островов. Участникам экспедиции было известно из дневников Фритьофа Нансена, что на острове Нордбрук на мысе Флора сохранились строения английской экспедиции Джексона 1897 года, кроме того там могли быть запасы продовольствия. На этой заброшенной базе можно было остаться на очередную зимовку и впоследствии попытаться добраться до обитаемого Шпицбергена.

Книга "На юг, к Земле Франца-Иосифа!" - это воспоминания Альбанова о походе к Земле Франца-Иосифа, на основе его дневниковых записей того времени. Автор подробно объясняет почему он принял решение об уходе со "Святой Анны", о своих отношениях с начальником экспедиции Брусиловым. В книге рассказывается о подготовке к походу, о самом переходе к Земле Франца-Иосифа, о прибытии на мыс Флора, откуда выживших путешественников забрал корабль "Святой мученик Фока".

Альбанов, приняв решении об уходе со "Святой Анны", предложил всем присоединиться к нему. Собралась группа из 14 человек из которых трое передумали и вернулись на корабль на второй день похода. Таким образом 11 человек во главе с Валерианом Альбановым вышли в тяжелейший переход по льду Северного Ледовитого океана, длившегося два с лишним месяца. Судьба части команды, которая осталась на "Святой Анне", до сих пор неизвестна - по-видимому все они погибли, корабль также больше никто не видел.

Группа Альбанова тащила с собой по льду на нартах парусиновые лодки - каяки, на которых они преодолевали большие полыньи и впоследствии шли вдоль берега островов к мысу Флора. Идти было трудно из-за большого количества ледяных торосов и тяжести поклажи, которую бросить было нельзя - без продуктов, палатки, инструментов, каяков их бы ждала неминуемая гибель. Они проходили в среднем около 5-6 километров в сутки, сильнейший ветер и снежные бури часто не давали двигаться по несколько дней.

Наконец-то нам удалось обойти проклятую полынью. Но что это был за обход! Что это бы за дорога! Тащили нарты по шесть, по семь человек каждую, расчищая и прокладывая дорогу и топорами, и гарпунами. Но так или иначе, а полынью обошли и вышли на ровную-ровную поляну, покрытую нетолстым слоем крепкого снега. <...> Прошли мы за день верст 6, и целый ряд трещин и каналов опять преградил нам путь.

Кроме погоды у людей в условиях полярного дня и снежного снежного покрова сильно болели глаза.

В конце апреля почти у всех нас стали болеть глаза. <...> мы ничего не видели впереди, поминутно спотыкались в ропаках, перевертывали нарты, падали сами, но глаза по-прежнему болели невозможно, и слезы текли горячими струями. В передних нартах обыкновенно шли счастливцы, «зрячие», а «слепцы» тянулись по следам с закрытыми глазами, только по временам посматривая сквозь ресницы на дорогу. Но бывали дни, когда глаза болели у всех и болели нестерпимо, тогда уж приходилось целый день сидеть в палатке, ожидая, когда отдохнут глаза от этого нестерпимого, сильного света.

Некоторые путешественники во второй половине похода начали страдать от цинги - сухари и мясо тюленей, белых медведей и птиц составляли практически весь рацион.

На фоне тяжелых нагрузок и болезней у многих людей стала развиваться апатия, безразличие к собственной судьбе. Альбанов понимал, что надо бороться, приходилось прилагать большие усилия, чтобы расшевелить своих спутников, в группе возникали конфликты.

Я не берусь объяснять психологию этих людей, но одно могу сказать по личному опыту: тяжело, очень тяжело, даже страшно, очутиться с такими людьми в тяжелом положении. Хуже, чем одиноко, чувствуешь себя: когда ты один, то ты свободен. Если хочешь жить, то борись за эту жизнь, пока имеешь силы и желание. Никто не поддержит тебя в трудную минуту, зато никто не будет тебя за руки хватать и тянуть ко дну тогда, когда ты еще можешь держаться на воде. Не следует упускать из виду, что в данном случае «хватают за руки» не потому, что сами не могут «плыть», а потому, что не желают, потому что легче «плыть», держась за другого, чем самому бороться.

В переходе до островов погиб один из спутников Альбанова, остальные 10 достигли Земли Франца-Иосифа 25 июня 1914 года (ушли они с корабля 10 апреля). Уже находясь на архипелаге в результате болезней и несчастных случаев погибли еще восемь участников экспедиции. Дождались спасения и добрались до России только два участника плавания на "Святой Анне" - штурман Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад.

Благодаря дневнику Валериана Альбанова и судовому журналу "Святой Анны", выписку из которого Альбанов доставил на Большую Землю, мы знаем о судьбе этой пропавшей экспедиции.

Дневник Альбанова – уникальное свидетельство человеческого упорства, терпения и мужества.