Больше рецензий

Iriya83

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 марта 2023 г. 11:07

260

4.5 "Жизненно важно, чтобы мы не казались совершенно беспомощными в самом начале противостояния. Как только нация перестает верить в свою способность одержать победу, война проиграна." (с)

"Воздушная гавань" - мое знакомство с творчеством писателя. Данный роман является первой частью цикла "Миры эфира и пепла", планируемое количество книг которого пока точно не известно. Роман позиционируется в жанре стимпанк, что очень удивительно, поскольку как такового упоминания пара или паровых двигателей в произведении мной не наблюдалось. Или я что-то упустила, или издатели решили привлечь внимание любопытных книголюбов очередным модным словом. У мира этого цикла, несомненно, есть свои интересные черты, не имеющие никакого отношения к паропанку. И чуть позже я о них обязательно расскажу. А пока перейду к содержанию.
Итак. Когда-то в незапамятные времена планета (возможно, земного типа) перенесла некую глобальную катастрофу, после чего оказалась полностью покрыта густым туманом. Людям обитать здесь стало абсолютно невозможно, в том числе и из-за того, что на ее Поверхности обретали плоть смертоносные существа - порождения ночных кошмаров. Посему человечество было вынуждено расселиться в так называемых Копьях - рукотворных башнях из пепел-камня, возвышающихся на многие мили над землей. Каждое из Копий было самодостаточным и выглядело как отдельно взятая страна со своими политическими и социально-экономическими особенностями. Львиная доля сюжета этой истории вращается вокруг Копья Альбион и Копья Аврора. Когда-то давно-давно между ними возник конфликт, переросший в военное противостояние с использованием ни больше ни меньше... летающих кораблей. Воздушные судна, парящие в небе! Это, конечно, любовь с первой строчки!

"Изящное судно быстро набрало скорость. Окреп встречный ветер, холодный и сухой. В разреженном воздухе волнами катили далекие громовые раскаты, летящие из набухших внизу облаков."

Признаюсь честно, что просто была очарована этой авторской идеей - летать в небесах на боевых воздушных кораблях! Осмелюсь предположить, что если бы в своей жизни читала больше литературы на военно-морскую тематику, возможно, данный роман не показался бы мне таким привлекательным. Иногда произведение напоминало мне трилогию Наталии Осояну "Дети Великого Шторма": своими просторами, приключенческим настроением и кораблем, который казался одушевленным. Батчер виртуозно описывал происходящее, погружая читателей в вихрь событий. Мне особенно запомнились полеты! Свист рассекаемого воздуха, боковой ветер и восходящие крики дерева переплетались в единой гармоничной ноте. Скорость росла, и аккорд продолжал повышаться, увеличивая интенсивность и достигая громового крещендо зловещей, нечеловеческой свирепости. Это было восхитительно!

"Кто-то из аэронавтов закричал, и уже весь экипаж вплел свои голоса в арию "Хищницы", сливая множество истошных боевых кличей в один-единственный. Корабль их не подведет."

Основным минусом произведения для меня оказалось недостаточное количество информации касательно придуманной Батчером Вселенной. Если автор тем самым хотел создать некую интригу, то у него это вышло очень хорошо. Приходилось буквально по крупицам собирать и систематизировать в голове полученные относительно этого сведения. И все же, надо отдать должное писателю - мир эфира и пепла получился у него невероятно интересным, в том числе и благодаря своей магической составляющей, основанной на взаимодействии кристаллов и эфира - энергии, пронизывающей все мироздание. Например, люмен-кристаллы принимали в себя заряд эфирной энергии и излучали световой поток. Боевые кристаллы выделяли жар и силу. Подъемные кристаллы создавали перевернутую гравитацию. А силовые - превращали энергию в электричество. Другими словами: здесь магические кристаллы приводили в действие все - от ручного оружия, называемого перчатками, до летающих кораблей-дирижаблей. Вы видите здесь стимпанк? И я тоже не вижу.

"- Но эфирреалисты действительно способны на такое? Вызывать молнию заклинанием? Летать, совершая магические пассы руками?
- Во многих отношениях эфирреалисты - те же эфирные механики, попросту говоря."

Однако роман не оказался бы таким интересным, не будь в нем замечательных протагонистов, радовавших мой взор от эпизода к эпизоду. Среди них: несколько рекрутов гвардии, странный волшебник с не менее странной помощницей (именуемые в данной мире эфирреалистами) и, конечно, упрямо-благородный капитан воздушного судна. Присутствовали здесь и антагонисты, которые казались немного карикатурными. Иногда это способствовало снижению некоего сюжетного напряжения. Кроме того, с моей стороны было бы наглостью написать эту рецензию, не упомянув в ней кошек. Да! Да! Да! Именно кошек. Потому что они, безусловно, были одним из самых восхитительных сюрпризов этой книги. Интриги ради, хочу сказать, что одному из них, а именно: прямому наследнику Дома Тихих Лап по имени Роуль, даже принадлежала сюжетная линия. В ней писатель довольно забавно облачил мысли кота в слова, которые (и я в этом совершенно уверена!) любой представитель пушистиков думает об окружающих его людях. Сложно было с ним не согласиться.

"Ведь всем, даже людям, должно быть очевидно: помощь в нужную минуту - самая неуловимая добыча из всех."

Помимо интересного мира и великолепных персонажей произведение радовало динамикой: оно состояло из множества небольших глав, в каждой из которых происходило что-то сюжетоповоротное. Удивляли великолепные сражения на летающих кораблях и боевые сцены - в меру детализированные, эмоциональные и пропитанные духом героизма. Захватывало дух каждый раз, когда автор добавлял в тот или иной эпизод магическую составляющую, связанную с энергетическими кристаллами. Это было по-книжному кинематографично. История затянула меня с первой страницы и не отпускала вплоть до непосредственного финала. Немного недоставало описаний антуража, рассказов из прошлого героев и, как я уже говорила, конкретики относительно структуры мироздания. Надеюсь, что от данного очевидного недостатка Батчер с легкостью избавится в продолжении цикла, добавив эти немаловажные элементы в контекст следующих книг.

"- Не нравится мне это, кэп. Как девчонка побежала прямо в огонь.
- Это вам не какая-нибудь беспомощная школьница, мистер Кеттл. Девушка несет службу в Гвардии копьеарха."

"Воздушная гавань" отлично подойдет для любого читателя старше шестнадцати лет. Подросткам будет интересно в том числе и потому, что несколько героев этого произведения тоже юношеского возраста. Здесь также присутствовала юмористически-ироничная нотка в ущерб возможной глубины, драматизма и психологичности. Что тоже больше нравится молодому поколению. Так случилось, что мое душевное состояние пришло в унисон с настроением произведения. Хотелось убежать в мир полный приключений от реальности, отягченной злободневностью и мозгоразрушающими истинами. Несмотря на тревожные и волнительные события, я отдыхала на страницах этого романа. Книга вполне самодостаточна, однако большинство нерешенных конфликтов благополучно отложены. Что не удивительно, учитывая, что это первая часть большого цикла. Мне невероятно интересно, сможет ли союз людей и кошек сразиться с Древним врагом человечества, молчавшим много лет. Надеюсь узнать это в продолжении. Всем мира и осознания!

"Нельзя знать заранее, что случится потом, Чудачка. Но когда это случится, мы обе, черт побери, встретим будущее, стоя в полный рост."