Больше рецензий

29 января 2014 г. 21:40

150

5

Восток - дело тонкое. Для современного человека Восток ассоциируется с нефтью, террористами, исламом, низким уровнем жизни, арабскими шейхами (ОАЭ все же так же относятся к далекому и прекрасному краю). Противоположная Европейской культура, жизнь, образ мышления. Можно привести бесчисленные сравнения Наших менталитетов и стилей жизни.

Лишь простому и неосведомленному обывателю Восток может показаться диким и глупым. Сказки тысячи и одной ночи ((перс. ڸۆے‎ hezār o yek šab; араб. كتاب ألف ليلة وليلة‎‎ kitāb 'alf layla wa layla; тюрк. минг бир) - спасибо википедии. С детства я слышал это название. Ресторан рядом с домом носил название этого памятника средневековой литературы. А еще - небольшой сериал (фильм) по мотивам великолепных сказок. И конечно же Алладин, с его диснеевской интерпретацией в виде разговорчивых попугаем и шутов-джинов (ифритов - если быть точным) пестрил в 90х на каждом телеканале И только в 20 лет Я добрался до этого замечательного произведения. И книга стала открытием. Ознакомившись с произведением, можно хоть немного понять о культуре востока, её обычаях и религии. Мировозрение мусульман как нельзя лучше описаны в книге. Каждая история несет свои уроки и морали. Читается совершенно легко. С каждой сказкой уплываешь все глубже и глубже в мир фантазий, магии,
жестокости и несправедливости, невероятных событий и счастливых стечений обстоятельств. Полное погружение в мир, когда сказка в сказке и в сказке (да, вспомнился фильм Начало) и когда уже один рассказ практически закончился, один из героев скажет: "Но это не удивительнее чем история о ..." и начнется новая история. А в новой истории один из героев снова обязательно что-либо расскажет. И герои отвечают друг другу стихами, заключая в них всю горечь и боль своего нынешнего положения, или изъясняя порывы счастья и любви

«Если б ведом приход ваш был, мы б устлали
Кровью сердца ваш путь и глаз чернотою.
И постлали б ланиты вам мы навстречу,
Чтоб лежала дорога ваша по векам».



О ком же собственно рассказы ? О людях. О самых простых бедняках, умирающих в своей нищие и убогости, но по ходу сказки получающих ну хоть что-нибудь от этой ужасной жизни. Мы встреим и героев, что совершают свой победоносный эпос в пустынях далеких краев. О царях, чья жизнь прозябает в гаремах, но судьба-злодейки преподносит им сюрпризы по ходу повествования. Особенно мне понравились сказки о повседневной жизни простых смертных, а не каких-то там геров, султанов или джинов. Википедия называет эти сказки плутовскими, и тут нечего взять - они таки ими и являются. В них есть "драйв" и сюжет, как по мне, более интересен.

Начало произведения меня порадовало. Прекрасный рассказ о двух братьях и их небольшом приключении
с ифритом и его женой, а так же 570, а позже - 572 перстнями.

И они испугались и спустились к женщине, а она легла перед ними и сказала:
«Вонзите, да покрепче, или я разбужу ифрита».


Это задает определенный возрастной ранг и как бы тонко намекает читателю: "это не просто детские сказки, там и разврат будет, и убийства и все все все, ты ж только почитай" - что я к счастью своему и сделал.

Отдельная тема - женщины. в 95% случаев - они коварны и развратны. Они только и ждут, что бы сделать подляну, быть неверными и хитрыми. В общем - ниже плинтуса их поставили авторы сказок, ибо такая у них идеология по отношению к женщинам. Но встречаются и умные и праведные. В первую очередь - повествующая Шахразада (или Шахерезада), одна из сестер в рассказе о носильщике и трех девушках (ночи 9-19) и многие другие - сказок то много.

Да, прав был тот, кто имя нарёк тебе
Унс-аль-Вуджуд[393], о щедрый и сладостный!
О лик луны, лицом освещаешь ты
Все сущее, объемля сияньем мир.
Ты подлинно средь сущих единственный
Султан красот – тому есть свидетели,
И бровь твоя, как «нуны» очерчена,
Зрачок твой «сад», написанный любящим,
А стан – как ветвь: куда ни зовёшь его —
На все он склонён с равною щедростью.
Всех витязей ты превзошёл яростью,
И лаской, и красою, и щедростью».

Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка"