Больше рецензий

4 марта 2023 г. 00:03

274

4

Не секрет, что в нынешних реалиях лонгриды вызывают гораздо меньше интереса, чем, к примеру, смешные картинки с котиками. Однако умение писать даже коротенькие, но при этом остроумные посты — это навык, требующий серьёзной прокачки. Хотя современные психологи утверждают, что настал век клипового мышления, на свете всё равно останутся те, кто любит писать, и те, кто любит читать. Может, именно поэтому в последнее время появилось так много книг о том, как овладеть искусством связывать слова в единое смысловое поле?.. (При этом книг о формировании читательской грамотности не меньше.)

Имея за плечами приличный опыт в журналистике, Николай Кононов создал что-то типа небольшого учебника о том, как освоить мастерство написания коротких и длинных текстов. Книга состоит из 14 практических уроков с наглядными примерами и разбором типичных ошибок. Мне понравилась структура каждого урока (главы): сначала автор простыми словами излагает ключевую идею урока, постепенно раскручивая её; затем следуют краткие выводы по главе и два наиважнейших подраздела «Как надо», «Как не надо»; завершает урок главная мысль — цитата из ранее прочитанного текста. Такая структурная организация глав позволяет ещё раз обратить внимание читателя на самые важные моменты урока с целью дальнейшего переосмысления собственных подходов к созданию текстов.

Недопустимо писать «как пойдёт» или в духе «придумаю-ка я пару глав и начну писать». Это дорога в ад, где у грешников ни на что нет времени и их мучают воспоминания, как расточительны они были в земной жизни.

Пожалуй, самое ценное в книге «Автор, ножницы, бумага…» — это лайфхаки, которыми делится Кононов. При этом надо помнить, что все они являются результатом многолетней работы автора в области создания документальной прозы. Одновременно с этим замечу, многое из того, что предлагает Н. Кононов, я сама давно применяю в своей деятельности. Думаю, каждый, кто регулярно пишет тексты, также владеет парочкой хитростей, позволяющих облегчить труд или сделать продукт (текст) лучше. Для себя, например, я сразу взяла в работу программу по распознаванию голоса, обладающую функцией перевода речи в текст. Да, мне было известно о таком приложении, но я никогда не использовала его для предварительной заготовки рукописи. Идея классная, и она работает на 100 %!

Чтобы спокойно подумать, разговориться и выдать достойный набросок текста, уничтожьте внешние источники прокрастинации: отключите интернет, радио, уберите журнал, книгу и так далее. Можно поставить какую-нибудь вдохновляющую музыку. Если это песни, то желательно на иностранном языке, пусть даже на том, который вы отлично знаете. Главное — не на том, на котором вы пишите: иначе будет нелегко сосредоточиться.

Одним из самых полезных лично для меня оказался двенадцатый урок, в котором говорится о подходах к составлению деловых писем. К слову, по работе я почти ежедневно получаю предложения от представителей компаний и издательств, которые хотят продать свой «уникальный» образовательный продукт детским садам, школам, институтам. Настойчивость этих ребят меня удивляет: если обратная связь отсутствует, они снова и снова направляют письма, не чураясь делать рассылку министру или губернатору. В общем, урок позволил понять причины, по которым подобные письма чаще всего не вызывают интереса у их получателя. Более того, теперь я сама применяю на практике советы Кононова, когда готовлю письма деловым партнёрам.

Краткость — непременное требование для делового письма. Говорить по делу становится ключевой компетенцией для всех, кто хочет быть убедительным в переписке.

Несмотря на множество достоинств книги «Автор, ножницы, бумага…», всё же выскажу два замечания.

1. Спорным представляется утверждение, что писать надо пытаться как можно проще. Отчасти позиция автора понятна: объяснить сложное явление простыми словами — настоящее искусство. Кстати, примерно об этом же писал С. Кинг. Однако чего стóит тяжеловесная проза, неординарного Жозе Сарамаго!.. Восторг! На мой взгляд, подача текста зависит от многих факторов, среди которых главные места отводятся жанру рукописи, индивидуальному авторскому стилю и, конечно, исследуемой(-ым) теме(-ам).

2. Авторский метод Кононова имеет ограничения, касающиеся создания научных статей, монографий. Правила и советы, предлагаемые им, либо не имеют такого большого значения, как при написании научных текстов, либо вообще не могут быть применимы в научной литературе. В общем, аннотация книги в этом отношении безжалостно врёт.

Подводя итоги, отмечу, что книга может оказаться полезной для начинающих журналистов, копирайтеров, авторов документальной прозы, а также для блогеров и редакторов. Что же касается тех, кто уже имеет опыт создания текстов, то учебник Кононова даст несколько полезных рекомендаций и напомнит забытые истины.