nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 февраля 2023 г. 20:23

2K

3 Движение в сторону (не)равенства

Книга Тома Пикетти оставила у меня двоякие впечатления. С одной стороны, автор привлекает внимание к несправедливостям и лицемерию в современном мире. Делает он это, вероятно, с благой целью - изменить сложившееся положение вещей в лучшую, более справедливую сторону. С другой стороны, многие из предлагаемых автором способов не кажутся убедительными. Некоторые тезисы откровенно полемические. К минусам я отношу и стиль подачи материала. Текст нагружен, чтобы не сказать перегружен, словами, которые даже для человека во многом согласного с автором временами выглядят как своего рода двумерный фасад, за которым пустота. Частое повторение терминов «равенство», «борьба за равенство / справедливость», «социальная, фискальная, этно-расовая, гендерная и образовательная справедливость», «перераспределение», «истинно демократичный подход» не приближает проблемы к их решению. Как гласит восточная поговорка, от повторения «халва» во рту слаще не станет.
Сказать, что книга скучна даже для книги по экономике, будет недооценкой. Пробираться сквозь текст мне помогал крепкий кофе.
Ниже примеры не слишком, на мой взгляд, читабельного текста (больше примеров в выписанных мной цитатах).

Цитаты
In this book, I have defended the possibility of a democratic and federal socialism, decentralized and participatory, ecological and multicultural, based on the extension of the welfare state and progressive taxation, power-sharing in business enterprises, postcolonial reparations, the battle against discrimination, educational equality, the carbon card, the gradual decommodification of the economy, guaranteed employment and an inheritance for all, the drastic reduction of monetary inequalities, and finally, an electoral and media system that cannot be controlled by money.
To escape this kind of intellectual and political dead end, it is also and especially essential to choose genuinely environmental indicators, such as explicit temperature limits that must not be exceeded, binding indicators bearing on biodiversity, and objectives formulated in terms of carbon emissions.

свернуть

По моему мнению, Тома Пикетти делает чрезмерный акцент на понятии равенства.
Трудно сосчитать, сколько раз это слово встречается на страницах книги. Тогда как приоритетом всё же должна быть борьба с бедностью, а не достижение некоего (утопического) равенства.
Бедность - это зло и корень многих проблем, неравенство же становится социальной проблемой, когда оно превышает определённые лимиты.
При этом бедность, передающееся по наследству из поколения в поколение, питает неравенство и социальную несправедливость.
Экономист верно подчёркивает, что человечеству нужно работать над сокращением несправедливости и неравенства, как внутри отдельных стран, так и на межгосударственном уровне. Однако лучше говорить о сокращении неравенства, а не о достижении равенства.

Согласно одной поговорке, если у тебя есть только молоток, то везде начинаешь видеть гвоздь.
Автор справедливо отмечает, что во время Холодной войны отношения между глобальным Севером и глобальным Югом строились на более справедливых принципах, чем после её формального окончания. Но критика действий бывших колониальных держав порой приводит к тому, что автор не замечает очевидные несуразности в действиях других акторов. Более того, он сам в некотором роде попадает в ловушку (пост)колониального мышления, когда рассуждает о налоговых убежищах, куда выводят капитал, к примеру, многие нефтедобывающие страны или страны в Африке и Южной Азии.
Что же мешает местным элитам инвестировать в собственные страны, а не обогащать зарубежных игроков?
Вспоминается Ли Куан Ю, который руководствовался принципом, «превосходная работа - вот ключевое слово в рецепте выживания Сингапура в этом жестоком мире».
К политике Сингапура с её авторитарными тенденциями можно относиться по-разному, но резкое сокращение бедности в этой маленькой стране за относительно короткий срок - неоспоримый факт.
В Сингапуре, кстати, на определённом этапе снизили налоги, чтобы привлечь иностранные инвестиции, но мы отвлеклись.

Что касается макроэкономических показателей, автор предлагает использовать термин национальный доход вместо более распространенного ВВП.

Цитата
There are two essential differences: national income is equal to the GDP (the sum of goods and services produced in a country in the course of one year) minus the depreciation of capital (that is, wear and tear on tools, machines, and furniture used in production, including, in principle, natural capital), plus or minus the net income from capital and labor collected from or paid out to the rest of the world (this set can be either positive or negative, depending on each country’s situation, but by definition these cancel each other out at the global level).
свернуть

Несмотря не определённый прогресс, сегодня наблюдается колоссальный разрыв во владении частной собственностью.
50% населения в 2020 году практически ничем не владеют, как это было и в 1900 году.
40% в середине владеют сегодня большим процентом собственности по сравнению с 1900 годом. Процентное соотношение владений для богатейших 10% несколько уменьшилось в пользу средних 40%, но по-прежнему составляет самую большую долю в общем разделе.
Согласно Пикетти, эти 40% (иногда их называют наследственным средним классом) стали основными бенефициарами перераспределения капитала в XX веке. Бедные 50%, хотя их жизнь стала комфортнее, по-прежнему владеют мизерным процентом собственности в общей доле.
Эти тенденции характерны прежде всего для экономически развитых стран.

Автора можно упрекнуть в некотором злоупотреблении термином «перераспределение». Несмотря на его попытки откреститься от провальных политико-экономических экспериментов XX века, постулаты Пикетти временами возвращают к тому самому «взять и поделить». Стремление к справедливому распределению не должно лишать человека способности аналитически мыслить. Практическая реализация идеи равенства может привести не к более высокому уровню жизни, а к массовому голоду, как показала история.
Несправедливость в мире, выражаемая в многочисленных привилегиях глобального Севера над странами глобального Юга, никак не отменяет уважения к законно нажитой или унаследованной частной собственности и индивидуальным правам. Недостаточное уважение к индивидуальным правам и свободам остаётся проблемой многих обществ с развивающейся и переходной экономикой.
Высокие налоги, необходимые для поддержания welfare state (от которого выигрывает большинство), не должны подавлять инициативу и приводить к оттоку человеческого и финансового капиталов.
Если законы работают плохо и позволяют уклоняться от налогов с помощью офшоров и прочих схем, значит нужно совершенствовать законы. Не стоит упускать из виду, что существует разница между капиталом, ставшим следствием инновационных идей, и, к примеру, приватизации без правил.

Один из тезисов Пикетти гласит, что, так как каждый режим держится за свои порядки, качественные изменения, как правило, происходят в результате революций, кризисов и массовых движений. В связи с этим можно упомянуть Великую Депрессию, мировые войны. Из новейшей истории - современные движения за права и справедливое отношение к underprivileged группам. Потрясения могут в итоге привести к более справедливому устройству общества. Потрясения, впрочем, могут прийти и одни.

Автор, на мой взгляд, рассуждает слишком в стиле уравниловки и обезличенных цифр (даже для экономиста), которые он хотел бы свести в желательном балансе. К примеру, рассуждая о квотах (гендерных, этно-расовых и т.д.), которые являются инструментом сокращения несправедливости, он, как мне кажется, слегка увлекается оперированием с цифрами и пропорциями. Хотелось бы, чтобы ответственные решения принимали люди, выбранные за свои способности, люди, уважающие правовую культуру и готовые отстаивать соответствующие принципы, а не те, кто попал на должность только из-за своего происхождения.
С другой стороны, перекос, складывающийся веками, тоже нужно как-то преодолевать.

Говоря о лицемерии современного мира, Пикетти упоминает международную помощь, которая часто на деле оказывается заметно меньше того, что заявляется.
Глобальный налог на богатство, который мог бы частично компенсировать развивающимся странам ущерб от изменения климата и загрязнения экологии (именно небогатые страны более всего страдают от этих проблем, при этом производя минимальное количество вредных выбросов) выглядит интересным решением, но насколько оно осуществимо в обозримом будущем?

Автор одобряет идею безусловного базового дохода, но считает, что этого недостаточно для преодоления бедности. Он говорит о гарантированной занятости и снова о роли налогов, позволяющих распределять богатства. Я согласна, что гарантированный минимальный доход может иметь положительный эффект на общество и что каждый человек имеет право на доступ к образованию и базовый уровень здравоохранения. Роль государства в обеспечении этих прав велика.
Но автор снова делает чрезмерный акцент на перераспределении. Читатель может невольно забыть о том факте, что экономический пирог - это не замкнутое пространство и не игра с нулевой суммой, где если у одного прибыло, значит у другого убыло. Экономическая модель, один из столпов которой - создание богатства, пусть и с существенными ограничениями и оговорками, доказала свою работоспособность.
Чего нельзя пока сказать о том, что автор обозначил как демократический, партисипативный социализм. Рассуждая об этом, Пикетти подчёркивает, что не нужно путать его концепции с марксистскими идеями. Как бы там ни было, описываемая модель показалась мне мало убедительной и не слишком привлекательной.

В книге приводятся графики и статистические данные касательно неравенства в мире за последние 100-200 лет. Они открывают мало нового. XIX век был веком монструозного неравенства, когда почти никто ничем не владел. Налоговая система была регрессивной и покровительствовала исключительно богатым. С начала XX века богатства начали постепенно перераспределяться с помощью прогрессивной налоговой ставки и появления системы социальных выплат. Процесс сокращения неравенства замедлился и практически обратился вспять примерно начиная с 80-х гг. прошлого века. Концентрация капитала в последние десятилетия увеличивается и, по мнению автора, достигает сегодня опасных размеров.
Не стоит преувеличивать положительные стороны т.н. Славного Тридцатилетия (1950–1980), которые были относительно благополучными только для жителей стран глобального Севера. Во многих странах глобального Юга в этот период шла борьба за независимость.
Познавательны рассуждения о колониализме и его наследии, о причинах исторического « великого расхождения» между Европой и Азией, приведшего к доминированию первой.

Что в итоге? Мне бы хотелось от этой насыщенной данными и громкими словами книги большей конкретики. Далеко не всегда я была с автором согласна, а некоторые его предложения, на мой взгляд, могут завести, что называется, не в ту степь. Тем не менее я рада, что прочла эту книгу. Она обновила некоторые мои представления и мотивировала узнать больше по рассматриваемым вопросам.

#Нон-фикшн 2023
В рамках игры «Спаси книгу - напиши рецензию!»

Комментарии

Вот это анализ, Ника! Спасибо!

+3 21.02.23

И тебе спасибо, Милена!)

+2 21.02.23

Да, а можешь рассказать поподробнее, если не лень,

о причинах исторического «великого расхождения» между Европой и Азией, приведшего к доминированию первой.

?

+1 21.02.23

Хороший вопрос)
Значит, автор пишет, что в основе лежат военное доминирование и фискальная политика.
Так, в Китае и Оттоманской империи налоги в эпоху раннего Нового времени и после (особенно после) были ниже, чем в крупных европейских странах, которые почти перманентно находились в состоянии военного противостояния друг с другом. Оно финансировалось высоким налоговым бременем и приводило к росту гос. долга.
Также оно привело к абсолютному военному доминированию европейских держав, начиная где-то с конца XVIII века.

Цитата
Concretely, whereas the Chinese or Ottoman states were militarily neck and neck with the European states in the sixteenth century and for most of the seventeenth (the Ottomans’ last siege of Vienna dates from 1683), the continual competition among European states helped them develop a state capacity that resulted in their acquisition of an absolute military domination starting in the late eighteenth century and continuing throughout the nineteenth. Around 1550, the Ottoman infantry and navy consisted of 140,000 men, as many as the French and English forces taken together. By 1780, the Ottoman forces had hardly changed at all (150,000 men), while French and British land and sea forces had reached a total of 450,000 men, together with a clearly superior naval fleet and greater firepower. In addition, at that time we must also count 250,000 men for Austria and 180,000 for Prussia (whereas these two states were militarily nonexistent in 1550).
свернуть

Государства, по словам Пикетти, в национальном доходе которых налоги составляют существенную часть обладают намного большими возможностями мобилизовать население и влиять на него...
В книге приводится один интересный график, сейчас сделаю скрин)

+2 21.02.23

Интересно. Я всегда считала, что прогрессивная шкала налогообложения и налогобложение крупного наследства, когда из многих миллионов у наследников остаётся только пара — это наше всё. Но в плохо развитых экономически странах это делать опасно, поскольку потеряешь поддержку элит и закончишь хорошо если живым. Получается замкнутый круг — налоги не повысить, потому что страна плохо развита экономически. Страна плохо развита экономически, поскольку нет прогрессивной налоговой шкалы.

+2 21.02.23
прогрессивная шкала налогообложения

Да, я тоже считаю, что это один из ключевых механизмов, позволяющий сокращать бедность и неравенство. Но здесь ведь вопрос в том, насколько прогрессивная, какова пропорция. Так-то сегодня в большинстве стран прогрессивная ставка, мне кажется...
Согласна, есть ощущение замкнутого круга, но мне сложно до конца его объяснить. Тут надо дальше думать, чтобы разобраться. Книга только поверхностно захватывает многие вопросы.
Но что интересно, фискальная политика, которая использует налоговую ставку, чтобы перераспределять доходы в сторону большей соц. справедливости, может стать обоюдоострым инструментом. Благодаря этому гос-во получает влияние над теми, кто зависит от его выплат... И в этом, как мне кажется, тоже одна из серьёзных проблем чрезмерного акцента на равенстве и том самом перераспределении. Без верховенства закона и независимости судебной системы, без развитых институтов меньшее неравенство само по себе не защищает и ничего не гарантирует.

+4 22.02.23

Да, но в странах без верховенства закона и судебной системы и нет прогрессивного налогообложения, там это просто невозможно ввести, бал правят захватившие власть элиты, пишущие законы исключительно к своей выгоде.

+1 22.02.23

картинка nika_8
Вот этот график, я далеко не сразу поняла, что там имеется в виду)

+2 21.02.23

Хаха, да, что-то он намудрил, просто мог написать «размер налогов», и всё бы всё поняли.

+1 21.02.23

Именно) И таких примеров, где он что-то намудрил и зачем-то усложнил в книге довольно много... Поэтому порой возникает ощущение, что автор сам не уверен в том, что он предлагает. Хотя то, что про неравенство в разрезе истории книга открывает мало нового, это нормально. Почему бы не повторить с графиками и цифрами?

Насколько я знаю, в другой его книге Томас Пикетти - Капитал в XXI веке тоже не самая читабельная подача материала.
Ты её не читала? Она намного объёмнее, чем "история равенства".

+1 22.02.23

Пока не читала, к такой объёмной книге надо морально подготовиться )))

+1 22.02.23

Но вообще да, кстати, ведь и не элиты авторитарные государства не могут облагать высоким налогом, потому что люди взбунтуются. Низкие налоги — плата народу за то, что он терпит авторитарные режимы, пока те выкачивают из земли ископаемые ресурсы и присваивают себе доход.

+1 21.02.23
что он терпит авторитарные режимы, пока те выкачивают из земли ископаемые ресурсы и присваивают себе доход.

Да... Кстати, эта тема с вытекающими последствиями упоминается в
Александр Эткинд - Внутренняя колонизация.

+1 22.02.23

О, давно собиралась почитать! Кажется, видела эту книгу в списке у большого интеллектуала Inku , а теперь ещё и у большого интеллектуала тебя — надо читать.

+1 22.02.23
а теперь ещё и у большого интеллектуала тебя

Скажешь тоже ;)
Думаю, книга Эткинда может показаться тебе любопытной) Он в своём анализе много ссылается и на историю, и на литературу.

+1 22.02.23

Спасыбо! Бахну Эткинда прямо с понедельничка :)

+1 22.02.23

Буду тогда ждать, что скажешь :)

+1 22.02.23

Классно! Это не рецензия, это саммари с компетентными комментариями!

+5 21.02.23

Спасибо большое, Вита! Книга заставляет серые клеточки включиться, в этом её плюс. Независимо от того, насколько согласен читатель с автором и согласен ли)

+4 21.02.23

Ника, какую работ вы проделали!
С удовольствием прочитала. Спасибо.
Грустно от всего этого.

+4 21.02.23

Мила, спасибо большое, что уделили время! О таких книгах мне обычно непросто говорить, особенно чтобы коротко вышло. Объём относительно небольшой, но автор, хотя и по верхам, максимально много туда попытался засунуть.
Вы правы, грустно... и чем больше думаешь над этим, только грустнее становится.

+4 22.02.23
Как гласит восточная поговорка, от повторения «халва» во рту слаще не станет.

Хорошая поговорка - верная!)

Стремление к справедливому распределению не должно лишать человека способности аналитически мыслить. Практическая реализация идеи равенства может привести не к более высокому уровню жизни, а к массовому голоду, как показала история.

Ника, полностью с тобой согласна!
Вспоминается книга "Повитель" А.И. Иванова, когда после того дележа... приехали раскулачивать одного, кто был за Советскую и имел чуть больше голодранца, который только на печи лежал, а тот имел, только потому что все семьей с зари до зари... во всем себе отказывая... там опять решили - поделить... фигня полная по итогу.
Одно дело, когда ты работаешь и тебе за это ничего нет, и другое, когда не работаешь, а хочешь, все, как у того, кто работает!

Мне бы хотелось от этой насыщенной данными и громкими словами книги большей конкретики.

Как обычно, чем больше кричат - Красиво, тем больше там пустоты и лицемерия по итогу.

+3 22.02.23
Вспоминается книга "Повитель" А.И. Иванова,

Я не читала. Хорошая книга? Сюжет, уже понятно, не из лёгких.

Одно дело, когда ты работаешь и тебе за это ничего нет, и другое, когда не работаешь, а хочешь, все, как у того, кто работает!

Да, согласна. То есть здесь, как мне кажется, не надо количественно сравнивать и уравнивать. Одно дело - обеспечить всем удовлетворение базовых потребностей и чтобы не было бедности (здесь я полностью "за"), совсем другое, когда хотят, как у других, которые больше и дольше работают... И чисто психологически, много рассуждая о равенстве, можно слишком увлечься сравнением. А что там у соседей, а как они живут? Такой подход вряд ли многим поможет или сделает жизнь в целом лучше.

чем больше кричат - Красиво, тем больше там пустоты и лицемерия по итогу.

Ага, невольно снова возвращаешься к этой мысли... Ещё нельзя исключать, что автор специально использовал "равенство" в названии книги и по тексту постоянно повторял именно этот термин, понимая, что это привлечёт больше внимания, чем "сокращение неравенства". Такой ход, возможно, чтобы больше людей купило книгу. Это, конечно, только предположение)

Спасибо за комментарий, Наташа!)

+2 22.02.23

Прочитала статью Ильина о зависти... М-да, приходится признать, что некоторые его мысли подходят к этому нашему обсуждению, если, конечно, вычесть все отсылки к тому, что якобы "раньше было лучше, трава была зеленее, а люди добрее и более ответственные".

+1 24.02.23

Да, «раньше было более душевнее и ответственнее» — это его фирменная фишка )) А в целом зависть — «двигатель прогресса», особенно там, где большое расслоение :D

+1 24.02.23
зависть — «двигатель прогресса», особенно там, где большое расслоение

Да, не без того. Правда, и прогресс в результате может оказаться именно что в кавычках)

+1 24.02.23

Может :) Особенно если он регресс…

+1 24.02.23

... или отрицательный прогресс ;)

+1 24.02.23

Отрицательный рост :D

+1 24.02.23

А, точно... или рост, умноженный на "минус"... упражнения в новоязе :D

+1 25.02.23

Подумала, что и страх может быть «двигателем прогресса». К примеру, считается, что большевистская революция напугала элиты развитых западных стран и стала одним из факторов, который заставил их пойти на социальные реформы, улучшившие жизнь граждан. В этой книге тоже автор об этом упоминает.

+1 26.02.23

Да, согласна. Всегда всех сильных мира сего надо прижимать — не в своей стране, так по соседству. А то слишком жирно и свободно живут и не боятся эксплуатировать граждан. А должны бояться.

+1 26.02.23

Да. Только в своей стране или где-то по соседству - между этими двумя категориями может быть большая разница. Учиться на своём опыте или чужом...

+1 26.02.23

Ой, Ника, верно подметила! Кто поумнее, как всегда учится на чужих ошибках :D

+1 27.02.23
Хорошая книга?

Я уж давненько ее читала... она, простая... но, очень показательная по тем реалиям.
И про отношение городских к деревенским, и про рабочих и про власть...

чисто психологически, много рассуждая о равенстве, можно слишком увлечься сравнением. А что там у соседей, а как они живут? Такой подход вряд ли многим поможет или сделает жизнь в целом лучше.

Именно так, тоже, полностью согласна!

Ещё нельзя исключать, что автор специально использовал "равенство" в названии книги и по тексту постоянно повторял именно этот термин, понимая, что это привлечёт больше внимания, чем "сокращение неравенства". Такой ход, возможно, чтобы больше людей купило книгу. Это, конечно, только предположение)

Вполне может быть... книги все ж пишутся и для того, чтобы их покупали.:)


Спасибо за комментарий, Наташа!)

Тебе спасибо, за интересный разбор!)

+1 27.02.23
она, простая... но, очень показательная по тем реалиям.

Присмотрюсь к ней... может быть.

книги все ж пишутся и для того, чтобы их покупали.:)

Ага :) Коммерческую составляющую никто не отменял)

+1 28.02.23

Полемизировать с, очевидно, крупнейшим из ныне живущих экономистов, автором "Капитал в XXI веке", Тома Пикетти и остро его критиковать - особенная смелость, снимаю шляпу.

+2 22.02.23

Спасибо, что прочитали)
Ваш комментарий навёл меня на мысль, что высказывание полемических и смелых идей (а они в его работах есть) только добавляет исследовательского веса Тома Пикетти.
Если интересно, нашла такой критический обзор его "Капитала в XXI веке".

+3 22.02.23

Дело не в смелости, а в интеллекте. А вообще, странно, что крупнейший теоретик экономики использует в своей работе разговорные выражения, включая neck to neck.

+3 22.02.23

Ника, спасибо тебе за интересный и глубокий анализ книги!

Тогда как приоритетом всё же должна быть борьба с бедностью, а не достижение некоего (утопического) равенства.

Это логично.

если у тебя есть только молоток, то везде начинаешь видеть гвоздь.

Хех, глубокая поговорка... Ника, вижу,книга помогла тебе обновить курс "поговорки стран мира" ^^

К политике Сингапура с её авторитарными тенденциями можно относиться по-разному, но резкое сокращение бедности в этой маленькой стране за относительно короткий срок - неоспоримый факт

Думаешь, у Сингапура был выбор? Что автор говорит по этому поводу?

Потрясения, впрочем, могут прийти и одни.

Увы(

Экономическая модель, один из столпов которой - создание богатства

Читаю и смутно припоминаю этот тезис. Именно создание, и поэтому экономический пирог не замкнутый. А дальше уже есть экономисты, которые больше за свободный рынок, и другие, которые за активную роль государства (в распределении и перераспределении). как-то так я это помню

Сказать, что книга скучна даже для книги по экономике, будет недооценкой

Твоя любоффь к экономике чувствуется ))

Не знаю как там книга, но твоя рецензия читается легко и с большим интересом. )

+3 22.02.23

Спасибо большое за отклик и за то, что поделилась своими соображениями, Кристина!)

книга помогла тебе обновить курс "поговорки стран мира" ^^

... вместо того, чтобы помочь мне обновить курс по экономике?) Ну, как говорится, смотрите пункт выше, when all you have is a hammer, everything looks like a nail ;)
Если серьёзно, я тоже считаю, что это высказывание уместно в разных случаях. Может даже выступать эпиграфом к книгам некоторых мыслителей, как левых, так и правых. Кхе-кхе)

Думаешь, у Сингапура был выбор? Что автор говорит по этому поводу?

Кристин, автор ничего про Сингапур не говорит, по крайней мере, в этой своей работе. Это я, начитавшись в книге про международную кооперацию, перераспределение (в том числе в виде репарации бывшим колониям) и коллегиальные решения, привела его в пример, как реально работающую экономическую модель.
Насчёт выбора, кто знает? Думаю, всегда есть выбор в худшую сторону. По словам Ли Куан Ю (я не его симпатизант, если что), принимаемые его правительством решения были оптимальными, а Сингапур никогда не был в положении развитых западных стран. Справедливости ради, насколько я знаю, те же западные страны помогли Сингапуру, который играл на противоречиях во время Холодной войны. Без этой поддержки ему было бы сложнее.

создание, и поэтому экономический пирог не замкнутый.

Как-то так.

Твоя любоффь к экономике чувствуется ))

А как же ;)

твоя рецензия читается легко и с большим интересом. )

Спасибо))

+3 22.02.23

Спасибо тебе за развёрнутый ответ, Ника. )

начитавшись в книге про международную кооперацию, перераспределение (в том числе в виде репарации бывшим колониям) и коллегиальные решения, привела

да, все эти предложения не кажутся очень исполнимыми. Скорее кажутся красивыми словами, сотрясением воздуха… а проблемы топчутся на месте (

+1 24.02.23
а проблемы топчутся на месте (

Да, топчутся... или, хуже того, усугубляются и становятся ещё более хроническими. Поэтому хотелось бы работающих предложений и конкретных принципов, а не "сотрясания воздуха" и забрасывания читателя терминами, по поводу значения некоторых на сегодняшний день нет консенсуса.
Ещё мне думается, когда речь идёт о радикальных предложениях, надо помнить, что в них часто заложен потенциал как на добро, так и на зло. Последнее может, увы, перевесить. Ломать - не строить.

Тебе спасибо за диалог, Кристин)

+1 24.02.23

Кстати, по поводу экономических теорий и обновления базовых знаний по-быстрому, ты не читала - Экономика за 30 секунд ? Я не читала, но думаю глянуть.

+1 24.02.23
ты не читала - Экономика за 30 секунд ?

Не читала. Присмотрюсь к книге... Ника, если глянешь, сообщи свой вердикт;)

Последнее может, увы, перевесить. Ломать - не строить.

Снова верная поговорка. Увы..

Ты написала про радикальные идеи.. и я подумала, что к тому что я написала про экономистов с противоположными взглядами можно бы добавить, что тут лучше придерживаться золотой середины. Даже если истина обычно одна

+1 25.02.23
Ника, если глянешь, сообщи свой вердикт;)

Не могу ничего обещать... но как только, так сразу))

можно бы добавить, что тут лучше придерживаться золотой середины.

Я согласна, Кристин.
Только мне кажется, что это вообще не вопрос истины. Скорее, реальности, которая создаётся в результате длинной и сложной цепочки решений. Фактор случая никто не отменял, конечно, но и случай порой можно по-разному применить. От этой реальности зависят цены на товары и услуги, качество жизни, возможности самореализации граждан и много другого. Т.е. здесь, скорее, вопрос уровня жизни и степени комфортности этой жизни для большего числа людей.
Ты вот выделила "создание богатства", а мне почему-то вспомнилось, как иногда хвалят низкие цены на услуги (типа того "всё можно заказать и курьеры всё быстро доставят", "магазины работают допоздна"), упуская из виду, что это означает низкую стоимость труда и соответствующее отношение к этому труду.

+1 25.02.23
Т.е. здесь, скорее, вопрос уровня жизни и степени комфортности этой жизни для большего числа людей.

Конечно, ты права.  Я тут "истину" употребила не в прямом смысле. Хотела сказать, что лучше ориентироваться на взвешенные решения, а не крайние.

упуская из виду, что это означает низкую стоимость труда и соответствующее отношение к этому труду.

Все так... только и цены на услуги низкие далеко не для всех. Если оплата труда низкая, то и цены должны как-то ей соответствовать. Но я твою мысль поняла, как мне кажется.

+1 26.02.23
что лучше ориентироваться на взвешенные решения, а не крайние.

Я так и подумала)

Если оплата труда низкая, то и цены должны как-то ей соответствовать

Да, одно вытекает из другого. Но я имела в виду с экономической точки зрения, которая говорит, что в этом круге (низкая стоимость труда - низкие цены) нет ничего хорошего.

+1 26.02.23

Да...

Хорошо, когда мы понимаем друг друга. ) Даже не надо долго объяснять, что хотим сказать (а тема непростая)

+1 27.02.23

Спасибо за отзыв, прочитал с интересом.

+2 22.02.23

Спасибо за отклик.

+1 22.02.23

Спасибо, Ника, за очень крутую рецензию! Браво! )

от повторения «халва» во рту слаще не станет.

Более того, она может даже показаться уже менее сладкой. )

+1 22.02.23

Спасибо большое, Людмила!

она может даже показаться уже менее сладкой. )

Может быть))

+1 22.02.23