Больше рецензий

5 января 2014 г. 02:02

2K

5

Вот уж точно расширение горизонтов, открытие и великое свершение!
Если бы не флэшмоб, то когда бы я прочитала эту книгу? Да, она была у меня в вишлисте, но это ничего не значит, я туда редко добираюсь, не слишком часто получается отслеживать всё, что туда я добавляю.
Алис Миллер - великая женщина, а что о ней почти и не говорят? В нашей среде психологов, психотерапевтов и иже с ними. Настолько искренней выглядит она в своем желании помочь детям и родителям встретиться, чтобы человек мог, наконец, обрести собственное "Я".
Книга посвящена отнюдь не одаренным детям и их родителям в традиционном понимании слова "одаренный", она адресована всем детям и всем родителям. Ведь с рождения мы все одарённые, у каждого из нас свои таланты, свои задатки, свои способности, интересы, и в конце-концов, своя жизнь. А тут и начинается самое интересное. Алис Миллер показывает и изучает природу детских психических травм, полученных в ходе воспитания, говоря о том, что воспитанием мы портим детей. Да, определённо да. И хотя я педагог, и все пойму, надо оценить тот факт, что не всегда наши родители действуют во благо нашим устремлениям, а не своим желаниям или общественным требованиям. Ребёнка нужно ставить на путь истинный, но истина у каждого своя, да и социализация идёт всю жизнь при влиянии не только своей семьи, но и друзей, учителей, общества. Гонясь за мнимыми знаниями и внешними показателями успешности, многие родители упускают очень важное – естественное развитии личности. Люди рожают по многим причинам — кто-то боится одиночества (особенно в старости), кто-то желает таким образом самоутвердиться, получив реальную власть над засисящим от себя существом, кто-то — чтобы занять образовавшуюся пустоту в жизни, надо же чем-то заниматься, чтобы побороть скуку. Большинство тех, кто рожает много, не задумываются, зачем им это надо — следуют своим национальным традициям. Но вообще-то, мне кажется, что самое правильное оправдательное решение вопроса - рожать или не рожать - имеют те, кто сам чувствует себя счастливым, кого радует этот мир и кто хочет поделиться свом счастьем, своей радостью от этого мира с кем-то еще, с продолжением самого себя в этом мире, для чего и рожает ребенка.
Знакомство с книгой Алис Миллер "Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я" поможет более глубоко посмотреть на различные ситуации и, возможно, избежать ошибок в воспитании. Я обязательно перечитаю, когда буду находиться на сносях :) В своей книге автор поднимает важнейшую проблему: как вытесненные травматические переживания отражаются на личной жизни и социальных успехах человека и порождают психические заболевания и неврозы. Травмированный в детстве ребенок продолжает жить внутри взрослых, где существует пытка - полное подавление чувств ВО БЛАГО... Но благом там и не пахнет. Такие взрослые существуют во тьме страха, угнетения и угроз. Когда внутреннему ребенку не удается осторожно донести до взрослого всю правду, он переходит на другой язык, язык симптомов. Отсюда берут начало различные аддикции, психозы, криминальные наклонности. Ребенок пытается уничтожить и стереть из памяти все, что с ним произошло, дабы убрать из сознания жгучую обиду, злость, страх и невыносимую боль в надежде избавиться от них навсегда.
Да, самое важное в психотерапии на данном этапе - понять, что наши родители неидеальны, но и найти тот самый корень, где наши интересы ущемлялись родителями. И ведь свободное, естественное родительство отнюдь не в кормлении грудью до трёх лет или позволению малышу ползать по шоссе и собирать бычки в рот. Нет. Только я так и не могу объяснить, в чём. Вот он - синдром собаки - все знаю, но сказать не могу. Алис Миллер говорит, что только из-за того, что те вытесненные страхи и проблемы с родителями ушли глубоко в наше бессознательное, работа с психотерапевтов длится годами, а когда всё вскрывается - оказывается не столь сложным. Но интимно-важным!
Одна из заповедей Библии гласит, что родителей нужно уважать. Уважать - не значит ими восхищаться. Это значит, признавать их такими как они есть, не пытаться переделать, относиться почтительно, ведь они дали нам куда больше, чем дали им их родители. По крайней мере, есть такое мнение.
В своей книге Алис Миллер тонко препарирует человеческие отношения, в которых психологическая травма распространяется как вирусная инфекция. Тот, кто был ущемлен и унижен, сам того не понимая и, казалось бы, на благо близких, ставит их в то же положение, которое некогда причиняло им боль. Забытую боль, с которой очень сложно встречаться, даже на сеансах психотерапии. Особенно это касается семейной подсистемы "родитель-ребенок", в которой взрослый, забывший о своей былой беспомощности, предъявляет к ребенку завышенные требования. Не желая встречаться со своими детскими переживаниями, человек оказывается полностью в их власти, продуцируя на детей. Что имеет далеко идущие социальные последствия, поскольку описанные типы защит распространяются на целые семьи и поколения, влияют на политику и жизнь общества в целом.
Алис Миллер предлагает по-новому взглянуть на детство "одаренных детей" - или я бы назвала их "удобных и покладистых детей". Она рассматривает глубину их чувств, способность угадывать чужие желания и работать на износ, чтобы соответствовать ожиданиям, – а идут истоки из неспособности родителей принять ребенка таким, какой он есть. Разговор в книге идет о том, что мама и папа влияют, воздействуют на своего ребенка исходя из своей жизненной истории, воспитания своими родителями. И в этом драма, потому как КАЖДЫЙ уникален, а мы друг друга воспринимаем через свои "очки", исходя из своего "опыта" воспитания родителями. А кто сказал, что в итоге мы правы в своем видении и восприятии своего ребенка. Восприятие - это боль, отчаяние, злость и т.д.
Больно и страшно. А с чего начать? С себя. Семейная жизнь, рождение детеныша, его воспитание это - работа. Работа с собой - со своим внутренним миром, своими чувствами, мыслями.Но, к сожалению, дать ребятенку что-то мы можем, только исходя из своего опыта. Опыт - это то, что мы знаем, умеем, помним, что нам интересно. Ну, не может мать дать своему ребенку умение говорить ласковые слова, если в её детстве мама и прочие родственники этого не делали, не может она похвалить мужа, ребенка, и всё время будут слова, - а за что хвалить то? Что он сделал? А если мама и папа образованные, то ребенок может научиться прятать чувства за интеллектуализацией, умными словами, язвительностью. Вариантов бесчисленное множество. И нужно где-то найти ту самую ниточку, за которую можно потянуть и возвести себя в состояние катарсиса для понимания и вскрытия многих существующих проблем.
В заключение, на всякий случай, посмотрите на свои отношения с детьми, возможно, у вас тоже есть сложности с принятием (осознание, что при том, что вы отвечаете за их воспитание, они могут не соответствовать вашим ожиданием и вырасти не такими, как вам бы хотелось).
Будьте разумны, максимально эмоционально отделитесь от ситуации с родителями, прочертите разумные границы и не вините себя ни в чём. И никогда. Ибо вы делаете всё то, что вы умеете и можете.

Огромное спасибо panda007 , я вам премного благодарна за этот опыт, эту книгу да и вообще!!!

Комментарии


Велкам:))) Сама периодически обращаюсь к этой книге (к слову Миллер когда-то здорово помогла мне проработать отношения с мамой), равно как к Ролло Мэю и Лоуэну.
Спасибо вам за такую адекватную и эмоциональную рецензию.


Безусловно, вам спасибо) ко мне на ты)
Я купила вторую ее книгу "Воспитание, насилие и покаяние" - буду в нон-фикшн читать через пару недель. :)
Проработать отношения - это очень хорошо, я тоже мечтаю. "А то моей одаренности нет границ"...
Лоуэна не знаю вроде, посмотрю сейчас


Отлично, переходим на "ты".
На всякий случай предупреждаю, что "Воспитание, насилие и покаяние" выходило также под названием "Вначале было воспитание" (я этого не знала, так что у меня теперь обе:))


Я в Библио-глобусе почитала-повертела в руках, поняла, что это одно и тоже. Купила как раз первую, она была дешевле почти на сотню. :)
Спасибо, на ты, конечно :)
Ты не читала эту книгу вроде ещё?, или я не так поискала что ли)))


Читала, просто я не всегда успеваю писать рецензии:) Там много хорошего фактического материала, и много о самом понятии "чёрной педагогики". "Ребёнок" производит большее впечатление (или мне просто ближе), но и "воспитание" очень сильная работа. А если это ещё иллюстрировать каким-нибудь фильмом, типа "Белой ленты" Ханеке...


да, я просто не так посмотрела видимо, вообще не увидела, что ты читала) сейчас обратила внимание.
угу, и я. но тут решила написать обязательно, ну как, я стараюсь на все писать последнее время, где пропуски сейчас - обязательно будут рецензии, просто чуть позже.:) почитаю - скажу)
я тебя вижу в игрушке нон-фикшн правда ведь?)))


правда, правда


спасибо:)отлично!


С расширением горизонтов) Вообще сложная тема родители и дети, уже потому, что подходы к общению и воспитанию у всех разные. Кстати вот ты сказала про Библию, да там говорится, что родителей надо уважать,но так же говорится, что не нужно перед ними преклоняться, ведь каждый несёт ответственность за свои ошибки. А родители тоже их совершают и далеки от идеала.


Спасибо, Аня) Это безусловно..)


Надо сказать, что я очень двойственно отношусь к этой книге. Хотя бы потому, что она акцентирует вопрос ошибок родителей, которые всегда есть и будут, каким бы ни был родитель идеальным и нивелирует вопросы привязанности и родительских достоинств (а раз мы все сейчас достаточно образованы, чтобы читать такие книги, писать на них рецензии, оплатить покупку компьютера и сидеть в интернете, то значит наши родители дали нам довольно большой запас любви, прочности, знаний, умений и навыков для жизни).

В одной очень яркой дискуссии по поводу этой книги, дама - приверженец и почитатель А. Миллер весьма уверенно говорила, что в детдоме ребенку, на самом деле, лучше и аргументировала это цитатами. Увы, после этого авторитет автора книги упал в моем сознании изрядно, хотя я, безусловно, понимаю, что извратить можно любой текст.


Спасибо за комментарий, я в конце про это написала, что родители делают всё, что могут. Естественно. И в середине писала, что дают нам больше, чем иногда мы заслуживаем, а уж тем более больше, чем давали им) Я согласна с вами.
Лучше в ДД? Это частное мнение, которое имеет место быть, важно то, что я не согласна с ним. Госпитализм у детей никто не отнимал.. у тех, кто был в ДД..


Алис Миллер - великая женщина, а что о ней почти и не говорят? В нашей среде психологов, психотерапевтов и иже с ними. Настолько искренней выглядит она в своем желании помочь детям и родителям встретиться, чтобы человек мог, наконец, обрести собственное "Я".


можно попытаюсь ответить? книгу не читала, исходя из рецензии:
ничего нового для психотерапевтов и психологов не сказано. Скажу больше - об этом всём говорил и говорит психоанализ начиная с фрейда.
Книга хороша для тех, кто сам уже готов это услышать - но они это смогут услышать из любых уст в любой форме (даже как ненависть к материнской груди в устах мелани кляйн), а кто не готов - не воспримет.
+ критиковать всегда легко, учит ли книга как правильно делать?

но честно скажу что в месте

Алис Миллер показывает и изучает природу детских психических травм, полученных в ходе воспитания, говоря о том, что воспитанием мы портим детей

я челюсть подбирала минут пять, ибо звучит как-то... странно. что, не воспитывать детей вообще*


извиняюсь, не ответила раньше)
да, согласна, что особого нового нет ничего, но очень интересная форма подачи материала, скажем так.
нет, как правильно делать, - особо нет.
спасибо за комментарий


Очень интересная рецензия, полагаю и книга тоже. Знать и понимать умом это одно. Воспитывать это другое. Когда воспитываешь изо дня в день, сложно отбиться от инстинктов, это как в любви, когда сложно следовать правилам.
Но читать такие книги надо. Спасибо за рецензию.


Безусловно:) да и как воспитывать по учебникам? никак.. а то получается - Алис Миллер сказала одно, Януш Корчак второе и т.д.. И нельзя так :) Надо, чтоб от души шло всё, все помыслы и действия!
Да, книга интересная! Спасибо за отзыв вам!

П.с. у вас ник чудесный!


))) спасибо


Мне понравилась твоя рецензия!!! Теперь я мучаюсь, т.к. хочу прочитать эту книгу, но у меня катастрофически нет времени для еще одной)


Потом почитаешь как-нибудь, пока мобовские книги читай)
спасибо!


Очень мне понравилась фраза о том, что отворяя дверцу ребёнку в этот мир нужно ему показывать своё позитивное отношение к жизни и делиться с ним своей радостью, что-то в этом есть!


спасибо вам!


dear_bean, здравствуйте!!! = )

Не смогла я пройти мимо рецензии на эту книгу, т.к. читала ее когда-то. Спасибо за Ваше видение. Но вот я, честно говоря, не смогла найти в душе отклик Вашим словам.
Меня книга не впечатлила. Вообще. И не потому, что материал был достаточно знакомым.
Отмечаю, что язык у автора доступный, простой, но какой-то сложный для понимания (в моем случае). По-моему, не адаптирована эта книга для русского читателя, тем более для людей, чей свой профессиональный путь - психология.

Я - гурман = )), если хотите. И всем неравнодушным к вопросам нашего "внуреннего Я" рекомендую почитать Ирвина Ялома. Вот, где глубина, художественный замысел и суперский псхотерапевтический и писательский профессионализм!
Не о воспитании детей, конечно, но кое-что встает на свои места и в этих вопросах.


Здравствуйте) спасибо за комментарий)
Язык простой, понимание у меня тоже нашло в душе, того же Фрейда читать в разы тяжелее, но и конечно, восприятие литературы разное, о разном и для разных, скажем так)
Ирвин Ялом мне тоже знаком, но не всё читала, даже совсем ничего почти, а что посоветуете? Вообще он интересный мужчина, но по-моему с Алис Миллер они совсем о разном, так что и интересно мне было почитать Алис, хотя об этом говорили все психотерапевты фактически.
И что мы воспитаем рушит детское "я", что разрушаем их жизнь, Карен Хорни и про неврозы хорошо описала, а потом эти неврозы мы в детей передаем. Но что делать - воспитывать то нужно. Я не понимаю, чего делать по мнению всех, кто говорит, что воспитанием мы принижаем ребенка и не даем ему свободы?... что делать.. и как.


Спасибо большое за рецензию! Благодаря Вам подняла книжку в приоритетах "хотелок" на первое место. Без Вас так ей и отодвигаться бы с 136го места. Спасибо!


Я желаю вам приятного чтения!!! :) Пожалуйста, рада была быть полезной! :))