Больше рецензий

3 февраля 2023 г. 15:12

291

4 «Человек имеет право выбора способа утилизации своего тела после того, как перестанет в нем нуждаться». (с)

⠀⠀⠀Не так давно видела эту книгу в одной из подборок, я решила посмотреть, что эта книга представляет из себя. Тема смерти так или иначе привлекает — своей неизвестностью, ужасом, надеждой, болью, горем и всеми другими ощущениями, какие только могут быть. И эта книга, уже привлекающая обложкой, дает рассмотреть аспекты приключений тела человека после смерти. Казалось бы, какая нам разница, когда встретим свой конец? Но поверьте, истории, рассказанные в книге, точно заинтересуют и заставят задуматься. Обо всем по порядку.
О чем эта книга?
⠀⠀⠀Прежде всего, кто же такой Алексей Козлов? Не так-то просто найти информацию, почему-то издательство не сообщает подробно об авторе, хотя человек-то довольно интересный. Алексей Козлов — это автор
Атеистический дайджест (в Telegram) и собственного канала (на Youtube), который рассказывает про религиозные новости, атеизм, а также развенчивает мифы и лженаучные теории. Жаль, что нет информации по поводу образования, потому что было бы интересно узнать, чем занимался (занимается) автор. Чисто с точки зрения экспертности.
«Люди продолжают умирать. Однако даже после смерти некоторые из них, вернее, их бренные останки не обретают покой».
⠀⠀⠀Итак, о чем книга. Смерть привлекает своей неизвестностью — что же будет после нее? Для кого-то ответов является религия или даже философия, но, а если выйти за рамки этих сфер? Все еще нет ответа. Но приключения могут быть весьма увлекательными, но уже без нашего участия. Книга посвящена «посмертным приключениям, которые рано или поздно никого не оставят в стороне». Автор исследует эти приключения, которые зачастую связаны с политикой, религией, философией, психическими отклонениями, предрассудками прошлого и настоящего. Казалось бы, смерть — это уже конец, после которого неизвестность, но тело может неожиданно продолжить путь, но уже не по нашей воле. Что же это за увлекательные приключения после смерти?
«Memento mori. Помни о смерти, не забывай, что от нее не спрятаться, и рано или поздно все мы окажемся там. Но где именно «там»? В загробном мире, где наша жизнь продолжится, или же в царстве вечной темноты и забвения? К сожалению, а может быть и к счастью, этого никто не знает».
⠀⠀⠀Во-первых, автор рассматривает религиозный аспект. В частности, нетленные реликвии, мощи, мумии. Козлов подробно описывает, как мощи стали достоянием не только религии (не только христианской), но и целого общества. Наверняка вы слышали про мощи Иоанна Крестителя (чего стоит история про количество черепов Иоанна, которая отличается у каждой религии). Автор описывает, как причисляют к лику святых (на примере Шарбеля, ливанского святого) и какие истории могут за этим стоять. Например, случай с Бернадеттой (Мария Бернарда Субиру), которая неожиданно похорошела и преобразилась, а черты лица даже не совпадают с сохранившимися фотографиями. Также автор затрагивает вопрос буддистских мумий, а точнее зуба, который остался после кремации тела Будды.
«Мощи святых всегда были важной частью любого монастыря или храма. Останки почитаемых праведников были для священников тем, что в наши дни можно назвать личной нефтяной вышкой».
⠀⠀⠀Во-вторых, политический аспект, без которого не обойтись. Автор рассматривает примеры Владимира Ленина, чье тело до сих пор находится на Красной площади. В данном случае стоит говорить о культе личности, о котором автор пишет достаточно много. В какой-то момент Козлов даже слишком углубляется в историю, лишь усложняя тему. Автор также рассказывает и про других людей, чьи тела были использованы для выставления напоказ (Котовский, Ятсен, Димитров и другие). Порой задаешься вопросом: а как бы отнеслись эти люди, которых выставляют, к подобным решениям? К примеру, по поводу Ленина до сих пор ведутся споры. Но, на самом деле, получается довольно жутко.
«Атеизм в руках большевиков стал средством, при помощи которого новая власть насаждала квазирелигиозный культ социалистического переустройства».
⠀⠀⠀В-третьих, случайный аспект. Например, болотные мумии и останки в вечной мерзлоте. Тела и останки могут оставаться в довольно приличном виде, особенно в болоте. Нередко их называли болотными людьми. В частности, автор приводит в пример случай обнаружения мумифицированной кисти женщины, которая позволила составить подробный портрет. Автор также упоминает историю с актрисой Екатериной Савиной, которая покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Чудом называли, что и тело, и гроб сохранились спустя 36 лет, однако объяснения намного проще. Особенно интересными выглядит истории про парижские и капуцинские катакомбы.
«За каждым таким захоронением стоит человеческая судьба. Жаль, что памятники не могут говорить. Как много они сумели бы рассказать о том, как жили все эти люди и как умерли».
⠀⠀⠀В-четвертых, психические отклонения. Козлов описывает много случаев, как люди могли сохранять тела своих близких, не сообщая об их смерти. Кто-то закончил жизнь самоубийством, и мать боялась сообщить об этом; кто-то не хотел расставаться с близким человеком, и в итоге тело могло лежать на кровати. Таких случаев очень много — в новостях нередко такое встречаем. Но есть особенная история, которая пугает до ужаса. Это история Анатолия Москвина, который раскапывал детские могилы и делал из них мумий.
⠀⠀⠀В-пятых, представьте ситуацию, если ваш дом находиться на земле, где когда-то находилось кладбище. Такая история произошла с Эрикой Карнер, жительницей Сан-Франциско. Козлов подробно описывает ситуацию, которая и пугает, и удивляет одновременно. Также книга раскрывает такие явления, как фермы трупов, каннибализм.
«Смерть – это конец существования или же событие, после которого жизнь продолжается в другом мире? Вопрос, на который по-разному отвечают наука и религия. Вот только данные ученых основываются на знаниях и опыте, а позиция верующих у человека рационального вряд ли вызовет доверие, поскольку зиждется исключительно на вере, то есть на стойком желании, чтобы было именно так и никак иначе».
⠀⠀⠀Книга действительно заставляет задуматься о важном явлении в нашей жизни — о смерти. Несмотря на то что мы смотрим на чужие приключения, мы можем увидеть, как многие народы и религии, политики и обычные люди относятся к телу человеку, к самому факту о смерти. Кто-то видит в смерти возможность обогащения и власти, делая из мертвого человека культ или святое явление. До сих пор жутко представить, что кто-то может эксгумировать останки, поделить их и сделать из них святые мощи. Даже после смерти может не быть покоя. Много вопросов появляется, но довольно важных для размышления. К тому же читается довольно легко, так как это больше публицистический стиль, довольно упрощенный.
⠀⠀⠀Но что конкретно не понравилось? В некоторых случаях (например, в описаниях культа личности) автор мог углубляться в ненужные дебри. Например, слишком много исторических моментов, без которых можно легко обойтись. Затем не хватило полноценного введения, которое четко обозначила бы цель (только она и есть), мотивацию и для кого. Это скорее пожелание видеть более научную структуру, потому что книга выглядит как настоящая серия роликов по темам (которые, как я поняла, у автора и так есть на ютубе). Также не хватило источниковой базы.
Выводы:
⠀⠀⠀Книга показалась мне довольно увлекательной и интересной. А вот полезность, на мой взгляд, сложно оценить, потому что в книге мы наблюдаем скорее сборник историй, которые связаны общими темами, подводящие нас к размышлениям. Вот размышления после книги полезны, а сама информация — сомнительно. В остальном книга привлекает внимание своей четкой позицией по поводу атеизма (этот мотив будет на протяжении всей книги), количеством историй, отсылками на экспертов и так далее. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да, потому что думаю, что книга может быть интересна любому читателю (с подходящим возрастом, все же есть ограничения). В дополнение к этой книге можно познакомиться с книгой Кэйтлин Даути «Съест ли меня моя кошка?». Будет отличный дуэт.

Прочитано в рамках Флешмоба ''Нон-фикшн'' (2023).

Комментарии


Это история Анатолия Москвина, который раскапывал детские могилы и делал из них мумий.

Какой ужас! Я вот до сих пор не могу с фактом таксидермии сжиться, а тут такое. Сразу полезла в Википедию читать про этого чувака. Удивительно, что адвокат пыталась обжаловать диагноз. Если бы диагноз сняли, его бы посадили по уголовной статье же? В тюрьме-то, наверное, хуже, чем в психушке. Хотя, с другой стороны, я не уверена, что зекам захотелось бы такого парня особо сильно прессовать...


Да, история действительно ужасная. Сначала казалось, что это какая-то непонятная шутка, но, как пишет автор книги, мужчина просил оставить мумий, думая, что вернётся…