Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

2 февраля 2023 г. 11:09

402

3.5

Семейство Хэллоранов, проживающее в изолированном от мира особняке, получает тревожное предупреждение. Дух является к одной из героинь, тете Фэнни, и предупреждает ее о грядущем конце света. Уцелеют лишь те, кто забаррикадируется и переждет катастрофу в стенах дома. Итак, семейство Хэллоран и некоторые домочадцы начинают подготовку к этому событию...

Сюжет, конечно, более чем абсурдный. Фантасмагоричность всего происходящего подогревает отношения персонажей к происходящему: по большей части ни у кого не возникает сомнений в истинности грядущего будущего. Нет никаких сомнений и в собственной избранности:

В ночь катастрофы дом будет находиться под охраной, и наутро они выйдут из него невредимые и очистившиеся от скверны. Их ждет новый, чистый и тихий мир, их наследие; на них лежит ответственность за будущее человечества.

Герои закупаются провизией, проводят спиритические сеансы (через зеркало пытаясь увидеть картины будущего мира), решают, кто с кем будет спариваться в новом мире, обсуждают бытовые вопросы. Судьба всех остальных их нимало не волнует (впрочем, абсолютное равнодушие распространяется и на членов собственной семьи). Впечатляет социопатичность и нарциссичность абсолютно всех героев. Героев приятных или тех, кому получается симпатизировать, среди них, кстати, просто нет. Все персонажи находятся в постоянном диалоге, но друг друга они не слышат. Бесконечные и бессмысленные, их монологические диалоги порождают только эхо.

Мир предельно замкнут: дом и земли Хэллоранов обнесены не просто оградой или забором, а каменной стеной в человеческий рост. Из этого пространства сбежать невозможно; одна из героинь пытается, плутает в тумане, но все равно возвращается обратно. Вообще, мотив потерянности - один из центральных. Герои теряются физически (тетя Фэнни в лабиринте, Джулия при попытке побега) и метафорически (на дороге жизни). Второй заметный мотив романа - мотив кукольности. Фэнси играет с кукольным домиком, тетя Фэнни играет в него мысленно (запершись на чердаке, вспоминая детство и расставляя призрачные фигуры в пространстве), а миссис Орианна Хэллоран играет в кукол буквально, манипулируя обитателями дома.

Саспенс в романе так и не разрешается: неизвестно, случилась ли в конце концов катастрофа или нет. Впрочем, это не так важно. Это роман не о катастрофе, а о людях, которым нет места ни в каком будущем. О людях, застрявших в прошлом, в псевдоиграх власти и силы, упивающихся собственными страстишками и мелкими проблемами. Вывод Джексон закономерен:

Вы все хотите, чтобы изменился целый мир, и тогда изменитесь вы сами, только вряд ли люди меняются лишь потому, что их перенесли в новый мир.

Этот роман Ширли Джексон дался мне тяжело. Он очень параноидальный, холодный, причудливый (увы, не в хорошем смысле). Интересная работа для литературоведческого анализа, но меня по большей части оставил равнодушной.

Литературная экспедиция "Отважные исследователи мира" от группы "Читаем классику вместе". Команда фрегата "Авраам Линкольн".

Комментарии


Здравствуйте. Спасибо за рецензию. Не могу не удержаться, да и буду заминусован я, но в свете событий цитата в рецензии напомнила мне битву за Северодонецк и пиррову победу одной из сторон.

В ночь катастрофы дом будет находиться под охраной, и наутро они выйдут из него невредимые и очистившиеся от скверны.

Ну и еще зацепила меня фраза про параноидальность сюжета.
В общем, читать, читать и еще раз читать.
Спасибо.


Надеюсь, книга не разочарует. Так что удачного знакомства)