Больше рецензий

17 января 2023 г. 19:39

389

4

Ш. Бронте "Учитель".
Первый роман Бронте разителен, если сравнить с последующими тремя. Главные темы, которые волнуют писательницу, проходят сквозь все, но с точки зрения языка, стиля "Учитель" тяжёл. В ту эпоху он воспринимался хорошо, сейчас читается архаично, главное-непонятно: "...но лишь увидев меня, препоясавшего чресла и направившегося вверх по крутому склону; если же меня потянет к бархатистому пологому спуску, проблеск триумфа покажется на лбу демона- человеконенавистника, отвергающего Бога". Язык "удержит" читателя, преданного литературе эпохи Бронте. Писательница ведёт повествование длинными, насыщенными оборотами. Это размышления Уильяма о себе, педагогическом труде, своём месте в жизни, любимой Флоренс, Хансдене, сыне, людях. Его душа наполнена мыслями. Уильям находится на том жизненном этапе, когда понимает, что сейчас его задача- стать хорошим педагогом, закрепиться на этом поприще, создать семью. У него нет друга, кому он мог бы высказать свои опасения и желания, поделиться, спросить совета. Он идёт вперёд, готов к труду, не боится сложностей, так как верит в счастье. Синтаксические конструкции раскрывают душевные волнения Уильяма. Он умён, практичен, трудолюбив, прозорлив.
С другой стороны, изощрённый стиль помогает автору создать комичный образ героя. Месье Пеле обращается к Зораиде:"...ты потешаешься над бедой человека, преданного тебе всем сердцем, мои муки забавляют тебя, ты не упускаешь случая растянуть мою душу на дыбе ревности...". Такие реплики смешны сегодня, но при этом создают образ героя-увальня, умного, в чём-то неприспособленного в жизни, любящего супругу с непростым характером.
Герои Бронте чувствительны к природе. Писательница любит потоки света, запахи лесов и полей, игру молнии, звуки дождя. Образно передаёт любование героями этого.
Природа под пером Бронте становится участницей книги. Она-героиня. Уильям, Френсис, то есть любимые герои писательницы, "вписаны" в пейзаж. Там они находят успокоение, много размышляют, встречаются: "...с вершины, уже озарённой румянцем и позолотой...", "... заметил искристую чистоту воздуха, насыщенную синеву неба, радостную опрятность побеленных или покрашенных домов...".
Бронте открывает роман с письма Уильяма Кримсуорта другу. В личной переписке человек откровенен. Уильям таков, каким предстает здесь. Письмо раскрывает непростую долю персонажа. Уильям твёрд в намерениях, добр, гуманен, неприхотлив. Он требователен к себе и другим в нравственных заветах, при этом уважает вышестоящих, если они не нарушают законов общества. Уильям не поступает необдуманно. Расценив поступки человека, который может быть агрессивен, несправедлив или подл, Уильям защитит слабого, но быть рядом с тем, кто пользуется своим положением, унижая, не станет. Кримсуорт мог бы выбрать лёгкую дорогу: стать священником в угоду богатым родным, взяв одну из их дочерей замуж. Но выбор Уильяма иной: "...я устыдился своего иждивения и решил, что больше ничего не приму из рук тех, кто отказал в куске хлеба моей умирающей матери".
Кримсуорт видит жизнь такой, чтобы каждый поступок был щедр по отношению к тому, на кого он направлен. Чтобы дело, возложенное на тебя, было выполнено по требованию и честно. В отношении себя он соблюдает эти принципы. Верит в свои знания, силы. В браке рядом мечтает увидеть не лукавую красотку, бесцельно проводящую время: "...мне ненавистна мысль о женитьбе на кукле или глупышке...".
С первых страниц Эдвард выглядит агрессором, мерзавцем. Эдвард беспощаден в отношении служащих, родного брата. Он прагматичен, делец новой волны. Жёсткость его нрава обусловлена, по-моему, не столько страстью к деньгам (о чем не идёт речь), а им самим. Десятилетняя разлука с братом в чём-то ещё больше охладила Эдварда к Уильяму: "...помогать вам я не обязан, но вакантное место у меня есть", " ...я возьму вас вторым клерком и поручу вести переписку с заграницей". Ни одной ноты сочувствия не звучит от Эдварда. Он непреклонен, даже враждебен к Уильяму. При этом младший брат всегда почтителен, пунктуален, не требует ничего сверх того, что старший предложил ему. В душе Уильяма, умного, порядочного человека, уже кипит негодование к поступкам Эдварда. "...меня хранили три дара: Осторожность, Тактичность и Наблюдательность- и какую бы изворотливость ни проявляла злоба Эдварда, ей ни удавалось ускользнуть от зорких глаз трёх от природы присущих мне стражников",- говорит герой.
Уильям через тон Эдварда понимает ненависть того к нему: "Издевательские намёки", "кощунственные издёвки". "Его раздражали мой южный акцент, моя образованность..., моя пунктуальность, усердие и точность подкрепляли неприязнь...". "Вы мой слуга, повинуйтесь мне!"-брату.
Справедливость...Какой-то на должна быть? Кримсуорт разорён. Но снова счастлив, смог отдать долги, жена с ним. Такие не пропадают, как доказывает жизнь. Хансден в конце романа сообщает Уильяму, что теперь Эдвард богатеет на железнодорожных акциях.
Мистер Хансден подтверждает Уильяму то, что не только ему ненавистны поступки Эдварда.
Промышленник и фабрикант Хансден- полная противоположность Кримсуорту: "...в целом его манеры выдавали полное , безграничное самодовольство". "Хансденам нет равных, когда надо изобличить мошенника....у нас чутьё на жестокость, за милю распознаём подлеца...и я не смог бы жить с Кримсуортом в одном городе, каждую неделю встречаться с ним, наблюдать его поступки по отношению к вам (в сущности, дело не в вас, а в вопиющей несправедливости, с которой он ущемляет ваше естественное право на равенство)...". "Он тиранит своих рабочих, конторских клерков и когда-нибудь, глядишь, начнёт тиранить и жену". В словах Хансдена лютая ненависть к поступкам Кримсуорта старшего. Хансден прям, решителен. Беседы с Уильямом укрепили веру последнего в себе.
Хансден будто не хочет, чтобы кто-то "лез к нему в Душу", был близок с ним. Сам отбрасывает от себя людей своей грубостью, резкими высказываниями. Но с Уильямом стремится сблизиться, не говоря прямо ему об этом. Его помощь последнему в подборе работы, выкуп проданного портрета матери-говорят об этом. Ведь в последующем дом семьи Френсис и Уильяма будет рядом с непроницаемым Хансденом. Его полюбит сын героев Виктор.
Бронте во всех своих четырёх романах, повествуя о судьбе человека, о романтических отношениях, поднимает социальные вопросы. В "Джейн Эйр", например, проблема гуманизма в воспитании, сиротства была яркой. Во всех без исключения её книгах--педагогики в целом (что для неё лично было важным, так как она мечтала иметь свою школу, но замысел не был успешен). В школе Зораиды Уильям сталкивается как со своеобразной директрисой, чей характер ему не особо приятен, так и с тем, что ученицы могут быть глупыми, бездарными, ленивыми. Мадмуазель Ретер пронырлива, хитра, молчалива, наблюдательна. При этом образованна, умеет вести дело как руководитель. Работать с ней непросто по причине того, что она "играет в свою пользу". "Зораида осмотрительна: ни шагу не ступит, не узнав прежде, надёжная ли почва под ногами". Как женщина-делец, Зораида процветает, тихо плетя своё кружево. Такая героиня под стать умному Пеле, но тюфяку по натуре. Их брак, как и оказалось, долог, но ссор им не избежать. Зораида не любит мужа, как он её, ей брак выгоден с точки зрения объединения их капитала, как владельцев школ.
О Зораиде нельзя сказать, что она завистлива, так как имеет всё, царит в школе, её боятся или уважают. При этом она не любит, когда кто-то находится "на пьедестале". Там единственная-она! Зная, что воспитанницы неуважительны с мадемуазель Анри, не пресекает их действия. Узнав, что ту же Анри, неособо даровитого педагога выделяет Уильям, сделала всё, чтобы удалить её из школы. Мадмуазель Анри в силу своей скромности не выставляла прилюдно знания и волю. "...явный вкус и воображение", "... не робейте, развивайте в себе способности, дарованные Богом",- советует ей Уильям. Он истинный педагог, раскрывший в Френсис и талант, и душу любящей женщины. "... самая близкая мне душа на свете, думающая то же, что и я, чувствующая так, как я; мой идеал вместилища не растраченных мной запасов любви, олицетворение благоразумия и предусмотрительности, усердия и упорства, самопожертвования и самообладания...",- Уильям о Френсис. Судьба была к ним благосклонна. Уильям и Френсис верили в свои силы, творили добро. Их семья счастлива, есть свой камин и любимое дело-своя школа.
Хороши красотки в пансионе мадемуазель Ретер. Но каковы они внутри, что кроется под личиной? "Кто виноват", что под обликом "Мадонны" не просто кокетка, а хищница, и часто вульгарная, глупая?
Эллали, Ортанс и Каролина-недалёки. Как учить красавиц высшего света, если они безнравственны с колыбели, чувствуют себя всемогущими? Не уважают педагогов вовсе. Бронте задаётся этим вопросом не раз. Она не только талантливая писательница, но и педагог.
На этом фоне есть даровитые девушки, пробивающие себе дорогу в жизни. Уильям выделяет их особо, подчёркивая их терпение, усидчивость, пусть и слабую обучаемость.
Роман Бронте советую прочесть тем, кто хочет для себя узнать всё творчество писательницы. Оценить его с точки зрения сравнения с другими ее книгами и писателей предвикторианства. Узнать о мыслях Великой английской писательницы о воспитании и педагогики посредством замечательного романа о судьбах.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово