Больше рецензий

Комаров Сергей (serz_komarovv)

Эксперт

исключительно non-fiction

8 января 2023 г. 13:31

2K

4.5 Рациональность – это то, к чему стремится мышление, но никогда этого не достигнет.

Я хочу начать рецензию с того, что этот труд отчасти является философским.

.

Почему это важно и зачем на этом акцент?

Во-первых, рациональность – важное понятие и одновременно эфемерная сущность. Даже если мы захотим, то мы не сможем показать пальцем на рациональность.

Пинкер ставит во главу всего «рациональность» и это не станет удивлением для всех тех, кто читал предыдущие работы автора. Это очень популярная тема и данный факт заставляет сравнивать эту книгу и философию автора со всем, что уже есть в культурном знании. И тут кроется загвоздка – рациональность, так сказать, «не в моде». Поясню в следующем пункте.

Во-вторых, идея о наличии в человеке рациональности или отсутствии её – спорные (как одна, так и другая). Человеческая рациональность – это предмет споров в множестве научных дисциплин. Именно поэтому эта книга сразу попала в мою корзину, интересно было: «Сдержит ли удар Пинкер!».

Смелый ход. Психология, социальные науки, поведенческая экономика, просто экономика, когнитивистика и прочие науки сейчас основываются на иррациональности человека.

В-третьих, Пинкер подменяет понятия и если бы он этого не делал, то я бы не назвал этот труд философским. Здесь давайте остановимся поподробней.

Меня изумило то, что книга названа неправильно. Она должна называться КАУЗАЛЬНОСТЬ.

«Что ты несёшь?» – подумаете вы.

Пинкер лингвист и он умело использует смысловые конструкции, чтобы выдать желаемое за действительное. Но пока это просто слова, давайте приведу цитату:

Определение, довольно близкое по смыслу, в котором это слово (рациональность) употребляется в обыденной речи, звучит как «способность использовать знание для достижения целей»…
… Даже заурядная рациональность, заключающаяся в том, чтобы видеть, а не галлюцинировать, подчиненна всегда актуальной цели, встроенной в нашу зрительную систему – познанию окружающей действительности.

Рациональность в книге – это каузальность. Эти понятия не являются синонимами. Если простыми словами, то каузальность – это поиск причин, а рациональность – это поиск истины.Это крайне важно, поскольку на этом аргументе держится вся книга. На этом не делается акцента, но после этих строк (цитаты) понятие рациональности используется только в понятии каузальности.

Пинкер также спекулирует на понятии пост-правды, что мы неверно интерпретируем события и данная эпоха является рассветом Человеческого Разума. У меня личная ненависть к понятию «пост-правды», поскольку она должна была идти вслед за «эпохой правды». Это понятие-то вроде есть, но оно бессмысленно, так же как и бессмысленно отрицание «эпохи пост-правды» к аргументации о нашей рациональности.

.

Давайте закроем вопрос недостатков к книге, а потом я реабилитирую Пинкера.

Книга состоит из:

1. Громких заявлений.

2. и Средних аргументов.

Вы уже отчасти понимаете почему это так. Рациональность заменили каузальностью, что сразу же развязало руки автору. Опровержение эфемерной сущности эпохи «пост-правды» почему-то стало аргументом к рациональности человека (хотя и опровергнуть-то и не получилось).

Книга начинается с громких заявлений о Разуме, да и в целом Пинкер взял курс на «современную политическую повестку» и эта третья подряд книга с явной пропагандой. Это сразу начинает бросаться в глаза и подкрепляется это в первых двух главах очень слабо.

К примеру. Пинкер приводит в аргумент современных охотников-собирателей (коих осталось 2 калеки), чтобы описать общественный уклад наших предков. Это логическая ошибка и инверсия смысла, но долго на этом не будем останавливаться.

После Пинкер заменил понятие глупости на невнимательность. Мы не глупы, мы просто невнимательны! Я это в заметки выписал и думал, что не пригодится. Ошибся. Может быть вопрос в переводе, но иррациональность заменена понятием нерациональность. Вроде бы ничего не поменялось, да? Но по итогу то у нас противопоставляется РАЗУМ и НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, где рациональность заменена каузальностью. А понятие ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ вообще в книге нет, БРАВО.

Это не то, чего я ждал от Стивена Пинкера.

… средние аргументы встречаются на протяжении всей книги, вроде:

Есть еще одно подтверждение оправданности разума: он работает. Жизнь – это не сон, где мы без цели и смысла оказываемся в разных местах, а всякие странные вещи случаются ни с того ни с сего… Реальность охотно подчиняется нам, когда мы используем разум, и это веское свидетельство в пользу того, что рациональность действительно работает.

Опять же вы видите, что рациональность далее в книге является каузальностью...

До любого другого автора я бы так не «докапывался». Я предвзят, я фанат Пинкера и он меня разочаровал.

.

Собственно почему оценка не 1?!

Отвратительное начало книги – до Главы 3.

Эта книга выросла из его курса лекций по программе «когнитивная психология», Пинкер всю информацию переработал под «рациональность» и, наверное, зря.

Почему?

Поскольку заявленная методичность началась хоть и поздно, но с 3 по 6 главу эта книга сразу затмила Непряхина, Чатфилда и многих других, кто пытался писать о критическом мышлении. 3 главы Пинкеру хватило, чтобы реабилитировать себя.

Это очень редкое явление, когда разочаровался в книге, а она переламывает. Причём настолько переламывает, что сразу становится отличной от других в своём жанре. И даже средняя во всех отношениях концовка не перебила это чувство.

Поставить 4 будет несправедливо. Авторский стиль Пинкера исключительно хорош, много метафор, сравнений и исключительно подробное описание опытов, исследований и идей мыслителей современности…

.

Эта книга балансирует между любовью и ненавистью.

Отличная от многих книг на популярную тему о «критическом мышлении», где популяризаторы зачастую «плавают».

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ же – это переработанный курс лекций, что делает работу исключительной.

Решитесь читать?

Будьте внимательны!

Автор часто будет пытаться вас «провести» и…

… и возможно я слегка завысил оценку.

Ветка комментариев


У меня это было в черновиках к рецензии, но если бы я написал все мысли из них, то пришлось бы ставить оценку "1".

Он выступает антагонистом всей контркультуре, но зачем-то он сюда же приплёл "рациональность". Причём мысли для этой книги зрели давно в его голове, он в рецензии на какую-то книгу написал "Разум является истинным творцом". Его рецензии обычно сразу становятся предисловием к этим же книгам, к сожалению забыл где увидел эти строчки:)


Я убеждена, что удержатся посередине - это истинно искусство. Не уйти в радикализм, не превратить мысли в постулаты. Возможно, у Стивена Пинкера это получается не совсем успешно. Подобное же наблюдается у множества ученых. 
Можно попробовать опустить его взгляд на вещи, дабы не терять из виду истину в его трудах. Как вы сказали выше: «но эти главы были исключительно хорошими». 

Причём я уверен, что лектор и "ментор" в широком смысле он прекрасный. Поэтому будет следующая книга — она у меня сразу окажется в корзине. Как бы она не называлась(даже про астрологию), какая бы аннотация у неё не была и, какие бы ошибки он не допускал  — истинным его фанатам придётся дочитать от корки до корки.


Подписываюсь под каждым словом! :)