Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

8 января 2023 г. 10:10

284

5 Одаренность для всех

Какие же все-таки трогательные и утешительные повести у Нины Дашевской о мальчишках. Все ее герои несовершенны, но чисты и творчески одаренные. Писательница рассказывает о ситуациях, через которые проходят большинство подростков, но делает их весомыми, выпуклыми, напряженными по действию. Всё это есть и в повести «Скрипка неизвестно мастера».

У Кеши, одаренного математика, есть друг в самом идеальном и возвышенном изводе. Но однажды между ними встает музыкальная школа. И хотя герой злится, что их пути разошлись, его самого судьба приводит к занятиям музыкой. Оказывается, он еще и многообещающий скрипач. Обилие талантов, приходящихся на персонажей произведений Дашевской, всегда чрезмерное, но очень легко простить писательнице идилличность за бесконечную доброту и веру в юных и честных детей. Здесь даже неуклюжий Герцель, ударивший (по взрослым понятиям даже заслуженно) учителя, читает в гараже Стругацких и пытается управлять бандой ограниченных хулиганов. Кстати, все отрицательные персонажи – это какие-то безликие, иррациональные сущности. Если в них не найти света, то они выступают лишь статистами для создания интриги.

В остальных же персонажах вздорность, импульсивность, подростковый максимализм всегда сочетаются с открытостью, мудростью, готовностью простить и самим искать пути исправления ошибок. Нельзя сказать, что все они прямолинейные правдорубы – так было бы совсем не интересно. Они сомневаются, испытывают ослепление обидой и муки совести.

Впрочем, то же распространяется и на взрослых. Правда, часто Дашевская создает портреты родителей и педагогов с эксцентричными чертами, не боится шаржировать, часто юмор преобладает над лирикой. Собственно, это самый мягкий вариант характеристик, которые подростки дают окружающим их взрослым. И в этом писательница очень наблюдательна. Конечно, она видит старших именно детскими глазами, но не находит откровенных злодеев. И в этой повести математик по кличке Шуруп оказывается гением, который просто не умеет обращаться с маленькими учениками, поэтому получает от них единогласную нелюбовь и сопротивление. Каждому взрослому Дашевская дает шанс.

Композиция «Скрипки неизвестного мастера» предполагает путешествие в двух временных пластах. И хотя зеленая тетрадь может оказаться всего лишь литературной мистификацией, читатели получают еще одну вдохновляющую историю о скрипичном мастере Винченцо, который изготовил лучшие в своей жизни инструменты для бродячих музыкантов. Писательница не пытается подделаться под старинную стилистику, но искусно создает атмосферу. Итальянские главы перемежаются с основным повествованием, мгновенно перенося воображение в другую эпоху, в тесную каморку и свет свечей, в неспешное течение жизни, которая обрывается в сорок лет, потому что миссия творца исчерпана.

Но большая интрига не только в литературных упражнениях двоюродного деда Кеши, который оставил герою старинную скрипку, пробудив в нем музыканта. Повесть нагружена масштабной мелодраматической интригой в духе мексиканских сериалов. Обнаруживаются пропавшие родственники, пробуждаются дремавшие семейные тайны. И все обстоятельства складываются каким-то невероятно удачным образом. Но автор не заигрывает с публикой, сами герои сомневаются в своем везении и осознают цену таким совпадениям. И вся последняя часть написана с таким воодушевлением и аккуратностью, что не кажется менее правдоподобной, чем у Анны Красильщик в повести «Давай поедем в Уналашку». И вполне по хитросплетениям и ироничности сопоставима с интригой, закрученной Бьянкой Питцорно в блистательном «Торнатрасе»!

Как и в страничных иллюстрациях Екатерины Казейкиной, от текста остается ощущение уютности и лаконичности, лирической строгости. Правда, художник делает лица персонажей как будто одинаковыми. Писательница скупа на описание внешности, но зато мастерски прописывает психологическую индивидуальность. Иллюстрации немного винтажные, бесконфликтные, погружающие в размеренную дымку обыкновенного безымянного города. Но история в книге далеко не простая, даже в интерьерах Дашевская ищет что-то удивительное, нетипичное. И тогда история откалывается от обыденности, позволяет верить в собственные силы, друзей, помощь взрослых.