Больше рецензий

30 ноября 2013 г. 00:15

294

4

Автор рассказывает о жизни своей семьи на фоне событий китайской истории 20 века. После этой книги возникает острое чувство жалости к бедным, несчастным китайцам. Один из вопросов, который меня мучил на протяжении всего повествования, почему у китайцев (не у всех, конечно, но в большинстве своем) совсем, казалось бы, отсутствует независимость мышления и чувство собственного достоинства?.. Такое ощущение, что чинопочитание и стремление кому-то подчиняться, кого-то превозносить (неважно кого - императора, партию или "великого кормчего" Мао Цзэдуна), чтобы этот "кто-то" руководил твоей жизнью и твоими собственными мыслями - это уже часть китайского менталитета... И с другой стороны, дико читать, что эти "забитые" китайцы в годы "культурной революции" целыми толпами вступали в ряды хунвэйбинов, нападали на своих беззащитных оппонентов ("классовых врагов"), избивали их на митингах, пытали, убивали. И по-моему, делали они это не потому, что таким образом выполняли волю Мао по поиску "классовых врагов", а просто выпускали наружу свои собственные низменные инстинкты, наслаждались унижением и страданиями своих ближних. Автор пишет, что это Мао своей политикой воспитал в людях худшие качества. Я вообще далеко не националистка, но у меня зародилось сомнение - может быть, люди просто привыкли к жестокости и она уже отложилась в генетической памяти?.. Ведь как, если не жестокостью, назвать то, что веками родители уродовали своих дочерей, ломали им ступни во имя каких-то убогих "идеалов" красоты, добиваясь, чтобы ножка оставалась маленькой?.. (честно, у меня просто мороз по коже от этой истории бабушки автора!) Но вот уже 20-ый век на дворе, и кажется, что со средневековыми обычаями уже покончено. Но нет, в "просвещенные" 60-е годы "классовых врагов" заставляли каяться на собраниях, стоя на коленях на толченом стекле и отбивая бесчисленные поклоны. Да у нас даже во времена Сталина такого не было, чтобы, например, прилюдно, на площади, избивать и пытать председателей колхозов, добиваясь от них принятия заоблачных, нереально завышенных планов по сбору урожая. А в Китае, во время правления Мао, это было в порядке вещей. Я уже не говорю о голоде, который спровоцировал Мао Цзэдун, заставив крестьян плавить сталь. Но никто особенно не возмущался, все терпели, продолжали молиться на "великого кормчего" и исполнять "танцы верности". Вот эта рабская психология меня больше всего убивает. Из всех героев данной книги наиболее адекватным мне показался брат автора - Цзиньмин. Просто удивительно, как во время этой массовой истерии он сумел сохранить независимость мышления. А отец автора, конечно, поражает своей стойкостью и принципиальностью, но его верность партийным "идеалам" в ущерб своим близким кажется мне дикой. Ну что это такое - во время похода он (как высокопоставленный партийный чиновник) едет на машине, а его беременная, больная жена должна идти пешком многие километры, потому что ей, видите ли, не полагается такая привилегия. Или то, что мать автора даже не могла мыться горячей водой после своего мужа, поскольку такая привилегия (горячая вода) полагалась только ему одному. Вообще, то, что партия настолько вмешивалась в личную жизнь людей (и люди это с готовностью принимали!) - это просто невероятно. В общем, книга, конечно, интересная и познавательная, но жутко беспросветная. Печально то, что свой рассказ автор заканчивает на событиях конца 80-х годов, когда у власти был бывший "диссидент" Дэн Сяопин, но тем не менее уже при нем(!) на площади Тяньаньмэнь расстреливали студентов. После этой книги мне очень хочется почитать что-нибудь про современный Китай, узнать, как изменились люди, их психология.

Прочитано в рамках игры "Книжное путешествие"

Комментарии


Авторша обращалась к сравнению со сталинским режимом и подчеркивала большую универсальность режима Мао в том, что китайское общество прекрасно изживало само себя и не нужно было задействовать карательную сталинскую машину. Отличие объясняется разными качествами диктатора. Плюс переизбыток китайского населения, что обесценивает понятие человеческой жизни