Больше рецензий

21 ноября 2013 г. 15:53

1K

4

Я не была в курсе того, что это за книжка, когда бралась за неё. И в этом есть особая прелесть, потому что я совершенно не ожидала, что повесть, поданная как "приключенческая детская литература" на самом деле окажется едким литературным стёбом. Всё начало я прохохотала, даже над совершенно гротескными сценами, например, погони борща за главным героем: "Гена уже чувствовал за своей спиной нехорошее дыхание борща..." К середине поднадоело, к тому же там стали обыгрываться штампы советской литературы, которые мне были малоинтересны — бандиты, шпионы, перестрелки. Но в целом книжка вышла вполне сочная.

Главный герой – мальчик Гена. И слово "герой" тут недостаточно ёмкое, он супергерой (будь он американским стереотипом, то вылез бы непременно в комиксах). Его суперсила – то, что он пионер. Пионермен. Помыв руки перед едой и сделав зарядку, он может обезвредить банду вооружённых преступников и свободно разговаривать на незнакомом ему языке. Вот такие они, пионеры. Понятно, что тут Аксёнов издевается над советскими нереалистичными и безумно правильными (и увы несуществующими) созданиями, которые появляются только в приключенческих книжках-пропагандах, которые за весёлыми приключениями скрывают бесконечную долбёжку в мозг "Будь правильным, будь няшей, будь честным и хорошим". Против подобной литературы, кстати, я ничего не имею, кое-что даже нравится. Аксёнов же разделывается с ней просто мастерски – окружение героя, мотивация его поступков, все эти "Он посмотрел на чувака и понял, что это шпион, не может советский человек кинуть окурок мимо урны!" – просто беллисимо.

Помимо Гены, который и шнец и жвец и на дуде капец, есть масса других доставляющих персонажей, в том числе картинная злодейка, потерянные и разлучённые близнецы и... Кот, говорящий стихами. Долго не вкуривала, зачем он нужен и почему говорит стихами, пока в какой-то статье не наткнулась на то, что в советской литературе одно время осуждалось, когда животным приписывали человеческие черты, даже в детских книжках, где зверята говорят весёлыми стишатами. Отсюда и пошло.

Удивить сюжетом книжка никого не сможет, потому что это толстая пачка стереотипов, которые мы хоть где-то, да видели. Включая смерть славного, но непутёвого героя где-то рядом с хэппи-эндом, яркую гибель главной злодейки, скандалы, интриги, расследования... Всматриваться надо в детали, они очень точные и даже безжалостные. Пионермен – это вам не ваньку валять, это мощь.

Ко второй части, впрочем, обращусь ещё нескоро, потому что стёб-стёбом, но он быстро приедается.

Комментарии


Да, зажигательная книжка, хоть автор и переборщил кое-где.
Я как-то своей научной руководительнице прямо в полях, сиречь на съёмке по озеру, заявила: "Вы прямо как мадам Накамура-Бранчевска!" — и удивилась её реакции: она опешила по полной, некоторое время сидела с открытым ртом, а потом сказала: "Оля, а кто это? Меня уже один человек с нею сравнивал..." :)


Согласна, местами там через край.

У меня, кстати, забавное совпадение: столько раз подчёркивалось, что главный герой не откуда-то там, а с улицы Рубинштейна в Петербурге – я как раз начала читать книжку с ридера, будучи в кафешке на Рубинштейна.


А у меня там друзья живут, у них останавливаюсь, когда в СПб приезжаю.
(у нас комменты вполне в духе мадам L. получаются, ящетаю, хех)


Ага, тоже об этом подумала. Я же уже в курсе про чеддер, а ты про кота и лобзик, так что перешли на Рубинштейна.


А у меня синее пальто!


И авка тоже. Sacré Bleu!


Теперь я буду называть её сакрыблёй.


Жжоте, господа (к комментирующим сие тоже относится).


Даром, что все дамы!