Больше рецензий

1 декабря 2022 г. 21:55

569

3 Спойлер Все *****асы, а я Quentin Durward

Молодой человек, провинциал (иностранец), приезжает в столицу (в Тур, в замок короля) с рекомендательным письмом от отца (с протекцией дяди), быстренько наживает себе влиятельных врагов, влюбляется в милую красотку, сразу же получает смелое и опасное задание, а в самом конце он получает... по шее. Если бы! Нет, в самом конце он получает всё. Да это Дюма плагиатор! Ну, все равно, наверно, в 1823 это было прикольно и ново, но сейчас... Тоска зеленая, сплошной шаблон. Читать-то, конечно, было интересно, но только с сомнительной позиции "а вот сейчас я и угадаю, что будет дальше!" Автор тоже хорош гусь. Он строит ехидную гримаску и слааденько так говорит: что это за таинственный дядюшка Пьер, а, любезный читатель? И подмигивает: не знаешь? А потом вдруг неожиданно дает сноску. И опять подмигивает: ну как? А никак. Твой персонаж (это Людовик XI) уже раз десять своими словами сам же себя и выдал, и ты, автор, своей сноской тоже его уже давно выдал, а бедному читателю только и остается, что либо восхищаться собственным читательским умом, либо удивляться, насколько Квентин Дорвард туп и непробиваем (ну ладно, простим ему — не часто на зелененьких лужайках встречаешь королей), либо скучать, потому что, черт возьми, все всё уже знают, но король по милости автора продолжает сохранять инкогнито! Зачем? Шутка явно подзатянулась.

Не суть, дальше. Наш герой всячески отпирается (вообще, мотивы его колебаний туманны), но обстоятельства, мать их, складываются так, что капитан королевских мушкетеров, ой, в смысле, шотландских стрелков де Тре.. ой, лорд Кроуфорд принимает гг на службу, но пока что только в роту Дезе... ой, пока что только оруженосцем дяди, но проходит какое-то ничтожное время — и его записывают уже прямо сразу в стрелки. Карьера головокружительная, Д'Артаньян просто курит в сторонке, нервно пощипывая усы Боярского. А всего-то надо было ему, Д'Артаньяну, сходить на охоту. Роль Карла IX у нас исполняет Людовик, а Генриха Наваррского, оказавшего услугу (за услугу всем зачтется), замещает Квентин Дорвард. Да это Дюма плагиатор! Нда.

Поручения и приключения на гг сыплются, как из рога изобилия; будут и цыгане. А под конец — эпичная битва. Конец, конечно, вызвал некоторые вопросы. И главный вопрос: и это все?? Что Квентин Дорвард женится на Изабелле, было понятно чуть ли не из заглавия. А что дальше-то было, что с остальными-то произошло? Женился ли герцог Орлеанский на принцессе Жанне? Вообще-то женился, только, кажется, не тогда и не при таких обстоятельствах (многое здесь происходит не тогда, не так и не там). Зачем цыган отдал Квентину коня? Коня-то автор мог вполне вписать в битву со льежцами... Где графиня Амелина? Положение ее не из приятных. Кст, в сцене побега из замка епископа я так и подумала, что письмецо Дорварду ее старческих тридцатипятилетних ручек дело. И что она выйдет замуж за Дикого Вепря, я тоже предполагала. Как разошлись Карл и Людовик? Где астролог? Почему, наконец, брадобрей Оливье — дьявол?? Об этом прочитайте сами. Пояснений в тексте просто ноль. Или я что-то пропустила?

Короче, кончилось, кроме неописанной автором свадьбы, ничем. Такое ощущение, что автору в один прекрасный момент надоело все это писать, и он решил тупо забить и закончить на том, на чем остановился. Но и это не самое страшное. Предсказуемость — вот главный бич этой книги. Что, кто-нибудь действительно мог предположить, что Квентин не получит в жены милашку Изабеллу? Кто-нибудь мог подумать, что герцог прикончит короля? Кто-нибудь смел надеяться, что король прикончит звездочета? Я, если честно, очень-очень робко надеялась на то, что в финальной битве по ошибке убьют Дюнуа. Но мои надежды... не оправдались... Да и зачем его убивать, собственно? Автор делает со своими персонажами только то, что ему нужно. Это — не нужно. Вот и все. Любое событие, происходящее в романе с ведома автора, должно, просто обязано отразиться на глав. герое, обязано двигать сюжет, влияя именно на его судьбу. Все остальные — только средства, одни исполняют свою роль и уходят в небытие, другие — неожиданно появляются в конце, чтобы, опять же, исполнить свою роль и исчезнуть (хорошо, если только из внимания читателя, а не из памяти автора). Друзья Меченого уговаривают Дорварда поступить на службу к королю — и исчезают, хотя могли бы и появиться во время осады, хотя бы и просто так. Девица Трудхен вдруг появляется в разгар битвы, чтобы чуть изменить, конечно, в угоду жадному до неожиданных поворотов читателю, траекторию движения Квентина Дорварда к славе и браку. И герцог Орлеанский — совсем не герцог, а всего лишь еще одно препятствие для достижения гл. героем своей сладкой цели. У Скотта даже есть его брат-близнец — Ательстан Конингсбургский, помните такого? В "Ивангое" его хотели женить на леди Ровене, но он благородно отказался в пользу сами знаете кого. Здесь, конечно, с вариациями, но все же, все же... Или вот такая дырка: тот же герцог Орлеанский и граф Дюнуа, выполнив "влияние на судьбу гг", по приказанию короля заключаются в крепость Лош, страаашную тюрьму, как уверяет автор. Но вам он ее не покажет, потому что у вас документов нету. Я же на протяжении повествования буду думать: а чо там в тюрьме происходит? что там с героями случится? что им будет за подобную выходку? А ничего. По велению автора они уже едут с Людовиком в Бургундию, чтобы... ну, чтобы... ну, надо так Вальтеру Скотту для сюжета.

Впрочем, читайте, кто хочет поразвлечься. Автор умеет в длинные предложения, автор умеет в связные диалоги, автор довольно остроумен, автор неплохо шутит (шут, кстати, тоже будет). Тупая шутка, но я поржала:

"Как вы думаете, ваше величество, не лучше ли будет, прежде чем эта новая Елена Троянская или, вернее, Круайанская..."

Ахах, щито? Карла Смелого покусал злой школьник. Круа, круа — я уж думала, что наши графини родня Ставрогину. Но они, оказывается, не Croix, а Croye. А я все голову ломала — зачем автору такие богоугодные графини?

Нет, лучше скажите мне, зачем автору был нужен кардинал де Балю?