Больше рецензий

10 ноября 2022 г. 17:24

141

0 "Про мою маму и меня" - хорошо, как в жизни

Моя рецензия будет, конечно, не про рассказ, а про пьесу.
И, как это часто случается с пьесами, сначала я ее увидела.
Маленький театр в Санкт-Петербурге, подвальное помещение, крошечный зал... Спектакль назывался мелодраматически "Пять историй о любви". Мы пошли на него только из-за хороших отзывов.
И - я улетела. Это было такое погружение одновременно и в свое детство, и в свою душу, что слезы сквозь смех накрыли меня с первых минут до последних.
И сейчас, когда я нашла эту пьесу и прочитала ее, то мне захотелось снова попасть на спектакль.. а потом еще один. А потом - стать одним из действующих лиц и сыграть сначала маму, потому Лену, потом Бабу Раю...

"Про мою маму и про меня" - это, с одной стороны, история взросления. С другой стороны, это история отношений. С третьей - история поиска предназначения. Она очень проста и незамысловата по сюжету. Даже можно сказать минималистична - автор специально подчеркивает скудость декораций:



На сцене обстановка аскетичная. Всё, что минимально будет потом необходимо для действия. Стол, шесть стульев (по количеству действующих лиц, чтобы все могли сесть), диван, на котором, поджав ноги, сидит МАМА – читает книжку и ест конфеты. Под диваном нужны будут длинные женские сапоги.
В глубине сцены – дверной косяк и дверь, то есть не дверь ведущая в другое помещение, а обозначение двери. Многое на сцене будет не происходить, а обозначаться – как в детской игре.

При этом вся эта схематичность призваны выделить главное - тонкости взаимоотношений между людьми. Между мамой и Леной, между Леной и ее одноклассниками, между прошлым и будущим...
И вроде бы в этих отношениях нет никакой изюминки, ничего особенного. Простая советская семья, без особенных трагедий, без драматической крутизны... В целом, все, что происходит - обыденно и буднично: девочка учится в школе, пробует себя в разных занятиях, обсуждает с мамой свои таланты и романтику. И мама вроде бы не говорит ей тоже ничего особенного, ничего сверх того, что ожидаешь от мамы. Но в этом столько искренности, столько подлинности и столько юмора и здоровой самоиронии, что хочется слушать и слушать эти диалоги до бесконечности.



БАБА РАЯ. Мать потому что заботится, чтоб ты гениальность свою
правильно употребила! Стала б гениальной женой. Или гениальной матерью, к примеру.
ЛЕНА. Баба Рай! Я ж ещё маленькая!
МАМА. Женское обаяние надо тренировать с детства!
БАБА РАЯ. Вот именно! А то когда применять надо будет –
тренироваться уже поздно!
МАМА. Тяжело в учении – легко в бою! Ну-ка, попробуй!

Эта подкупающая подлинностью и юмором простота напоминает отчасти истории Фанни Флэгг, особенно "Дейзи Фэй и чудеса". Тоже история девочки, в жизни которой не происходит ничего особенного, но которую читаешь при этом взахлеб. Потому что нет ничего более сложного, чем подхватить вот это тонкое, мимолетное, что делает самую обычную человеческую жизнь необычной, уникальной и удивительной. Подхватить и передать на бумагу.

"Про мою маму и меня" - это пьеса, призванная быть связкой между поколениями. Соединить в едино взгляды разных поколений. Она словно перекидывает мост из мира взрослых, где уже есть смерть и потери самых дорогих, и упущенные шансы - в мир детей, где еще все возможно, где впереди - не ограниченное ничем будущее.

Пьеса хотя имеет вполне цельный сюжет, но все равно как мозаика состоит из разных короткий историй, каждая из которых - словно взгляд в окошко в чужую жизнь. И в этом оконном стекле мы, конечно, видим отражение нашей собственной жизни. Последний раз я испытывала такое, когда читала Лиану Морианти "Что забыла Алиса?" Нырок в чужую жизнь, от которой становится яснее - что происходит в твоей собственной.

А сквозь фрагменты истории чужой жизни проглядывает история страны. Эпизод за эпизодом...но из комичной поверхностной ситуации внезапно проглядывает лик чудовища.



МАМА. Что ж, за всю войну так никого и не полюбила? Из стольких-
то мужиков?
БАБА РАЯ. Ой, Кать. Мне этой любви до войны хватило! Я ж из-за
своей любви отца потеряла. В парке Горького познакомилась с
военным. Мне - 16. Ему - 22. Лейтенант НКВД оказался. Отец как узнал! «Прекращай с ним встречаться и всё тут!» А он уж так ухаживал. А я уж так влюблена была. Порвала, можно сказать, по-живому. А парень, видно, понял – почему. Затаил. Ну, и… через три месяца отца, как врага народа… У меня на любовь после этого очень аллергия была. Так и вторая любовь у меня из-за отца же не получилась.

И здесь уже невольно на ум приходит "Воровка книг", где на фоне будней разворачивается трагедия мирового масштаба. И, когда это подается без нарочитости, вот так... словно бы между делом - зашла баба Рая и обронила что-то о своей жизни, тогда становится еще страшнее. Потому что эта трагедия она тоже уже стала будничной, вошла в кровь и плоть страны. Баба Рая прожила всю жизнь с клеймом "дочь врага народа", не вышла замуж. И всю жизнь заботилась о покалеченной на фронте подруге, которая написала на нее анонимку в штаб..
И, казалось бы, история годная, чтобы развернуть ее в роман. Но нет - автор бросает нам несколько штрихов, бьет ими наотмашь и - оставляет. А дальше - сами.
Больно, сильно, остро.

История из историй, история истории. Пьеса, которая также же многогранна и многослойна как и реальная жизнь.

Для ДП 2022 - команда "Радио БедЛам"