Больше рецензий

4 ноября 2022 г. 11:29

237

0 Любовь и смерть, добро и зло...

Сегодняшний читатель-прагматик вряд ли откроет книгу, подобную этой, с тем душевным трепетом, с каким это делали романтически настроенные юноши и барышни XIX века. Но тем не менее, таинственные истории, в которых кипят нешуточные страсти, переплетаясь с изощренными интригами и коварством злодеев, строящих непреодолимые преграды на пути влюбленных к счастью, продолжают оставаться актуальными и в наш век Интернета и информационных технологий. И как когда-то пушкинскую Татьяну Ларину пленяли "зимою в темноте ночей" страшные истории няни, многие современные барышни готовы погрузиться в мир романтической прозы.
И именно Бестужев -Марлинский, как никто из русских романтиков смог связать реалии начала XIX века с его катастрофическими событиями наполеоновских войн, революций, военных действий на Кавказе и трагическую любовь юных героев, которым противостоят не только люди, но и само жестокое время.
Новеллу "Латник" автор представляет читателю в виде рассказа партизанского офицера, участвующего в войне против Наполеоновской армии на территории Польши. После кровопролитного боя русские офицеры остановились на отдых в родовом поместье князей Глинских замке Треполь. Здесь они случайно узнают печальную историю прекрасной Фелиции, полюбившей русского офицера. Коварный соперник возлюбленного девушки, граф Остроленский, хитрыми интригами и клеветой разлучил влюбленных и женился на Фелиции ради богатого приданого, а через год после свадьбы и вовсе свел молодую жену в могилу. Несчастный жених слишком поздно узнал всю правду и с тех пор жил только ради мести Остроленскому, который, к тому же, сражался против русских в стане врага.
История обитателей замка вскоре получает свое продолжение: поздней ночью автор и его друг Зарницкий, разговорившись с кирасирским майором, понимают, что перед ними жених Фелиции, все еще оплакивающий свою погибшую невесту. От него они и узнают, что таинственным черным всадником, который появился перед самой смертью Фелиции, был он сам, а не "вестник смерти", за которого его приняли суеверные слуги. А наутро во время боя, когда латник встретился, наконец, с соперником лицом к лицу, история их получила свое завершение...
Зарницкий, близко к сердцу принявший историю латника, рассказывает о не менее трагических событиях, произошедшей в его семье. Любовь русской барышни к бедному учителю была безжалостно растоптана ее собственным отцом. Побег и тайное венчание юных влюбленных имело для них фатальные последствия: юноша бесследно исчез (среди местных жителей шли разговоры, что кого-то замуровали в глубине подвала), а девушка вскоре умерла при невыясненных обстоятельствах. .. Перед войной, узнав о смерти дядюшки, Зарницкий решил исследовать заброшенное поместье, в котором кто-то, как будто, видел привидение. Старик-управляющий не смог уговорить юношу дождаться утра. Но когда, добравшись до подвала, Зарницкий перед собой юную кузину, такой, какой видел ее на портрете, хранящемся в семье, он осознает, что значит леденящий душу страх. "Казалось, тысячи ледяных иголок пронзили меня с головы до ног, в одно мгновение я был превращен в кусок льда",- признается он. Впрочем таинственная встреча имела объяснение. Дворецкий рассказал, что девушка в белом - дочь его погибшей кузины, рожденная ею в заточении. Старый князь не смог убить малышку и велел слугам отнести ее в деревню и отдать в крестьянскую семью. Но управляющий втайне от князя, отдал девочку на воспитание в семью своего брата, помещика, живущего в городе. Теперь, после смерти князя, девушка должна вступить в права наследства. Иногда по ноча она приходит в подвал, где появилась на свет, чтобы поплакать о судьбе "бедной маменьки".
Вечный сюжет, построенный на конфликте между идеальной любовью и коварством жестокого мира выгоды и социальных предрассудков, в соединении с реалиями русской жизни XIX века мог бы стать отличным сценарием для приключенческого фильма, которого так не хватает современному зрителю.