Больше рецензий

30 октября 2022 г. 18:53

564

1 Квадрат Малевича буквами

про что: деревенские страдают в деревне, потому что страдают.
"Сатанинское танго" - оказалось слишком громким названием. Как-то нет сатанизма, хотя и есть танго. (Жители захолустной венгерской деревушки 80-х его вдруг танцуют его. Прогрессивные.) То, что описано в аннотации книги ("Но тут в городе появляется Иримиаш, которого считали мертвым. Обаятельный, активный и предприимчивый, он убеждает жителей в том, что у него есть план, как наладить жизнь."), происходит где-то в середине ее! А полкниги ничего не происходит. Или, скорее, происходит то, что обычно принято называть "экспозицией". Бесконечно долго и нудно описывается бессмысленное существование жителей поселка. Герой посмотрел, полежал, поел... Жанр, который обычно принято называть "повседневность".
Язык - тяжеловесное многословие.
Ну к примеру:



Он тоскливо взирал на зловещее небо, на обуглившиеся ошметки лета, не доеденные прожорливой саранчой, и вдруг, присмотревшись к ветке акации за окном, увидал, как следуют чередой друг за другом весна, лето, осень, зима, как будто в застывшем кристалле вечности выкидывало свои фортеля само время, прочерчивая сквозь сутолоку хаоса дьявольские прямые, творя иллюзию высоты и выдавая блажь за неотвратимость… и увидал себя, распятого меж колыбелью и гробом, мучительно дернувшегося в последней судороге, чтобы затем, по чьему-то сухому трескучему приговору, в чем мать родила — без знаков различия и наград, — быть переданному мойщикам трупов, хохочущим живодерам, в чьих расторопных руках он уж точно познает меру дел человеческих, познает ее окончательно и бесповоротно, ибо он к тому времени уже убедится, что всю жизнь играл с шулерами в игру с заранее известным исходом, под конец которой он лишится последнего средства защиты — надежды когда-нибудь обрести дом...

Читается в муках. Откройте любой семиздат, и каждый второй молодой автор "пишет" именно так.
Ну и здешние жители с трудом отличаются друг от друга, поэтому нафиг нужна даже такая экспозиция. Одинаково неприятные, злые и недалекие люди "предпенсионного возраста". Все страдают... по им только известным причинам. Хоть как-то отличить удалось только женщин, и то, наверное, потому что их мало: госпожа Шмидт, которую все хотят, госпожа Халич, которая набожная ханжа, и госпожа Кранер, которая... просто. Работают во всем поселке только корчмарь (у него нет имени, просто "корчмарь ") и две единственные молодые девахи. (Торгуют на мельнице нехитрым "товаром".) Остальные смотрят, едят, лежат...
Хотя и это всё не важно, так как никак не влияет на сюжет, ибо его нет. Куцый ряд абсурдных событий после того, как какой-то мужик с горы (Иримиташ) предлагает страдающим селянам начать "новую жизнь", мало похожи на сюжет.

спойлер
Полкниги страдавшие бросают всё, в прямом смысле, нажитый за жизнь скарб, крушат свои дома (???), отдают мужику с горы все деньги (!!!) и бегут куда-то в грязи на телеге... хотя конец 20-го века, автомобили существуют. Суть "начинания" непонятна (перебежать на разрушенный завод в соседний поселок?), а поведение персонажей нелогично и неправдоподобно.
свернуть

Ровным счетом могло произойти что угодно, даже прилететь Годзилла, всё равно, потому что происходящее - бессвязный абсурд. Может быть, есть какой-то глубинный смысл, но лучше бы, если бы смысл выражался более понятно. Квадрат Малевича буквами. В 1997 г. Бала Тар снял фильм по книге на 7 часов. Там тоже ничего не происходит. Герои по полчаса идут в грязи, пьют водку или смотрят вдаль. Желающие могут найти в этом глубинный смысли и искусство. Почему? Отчего? Что? Почему жители ничего не могут, что им мешает действовать? Что это, завуалированная критика коммунизма (до 1989 г. была Венгерская Народная Республика), постмодернизм? Зачем существует подобная бессмыслица?
Итого: читается с трудом. Скучно и абсурдно. (Летающий гроб с девочкой символизирует что?) Нет сюжета, идеи или внятных героев. Корявый, вымученный язык.

Игра "Долгая прогулка", основное задание сентября