Больше рецензий

amanda_winamp

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 октября 2013 г. 21:06

1K

5

Вместо предисловия
Сегодня мне приснился концерт Бутусова. Я сидела и подпевала его старые песни. После концерта я увидела его в холле, и начала судорожно искать билет, что бы попросить автограф. Но Слава сам подошёл ко мне и спросил: «Вы помните старые песни, которые я пел?». «Я знаю их наизусть!», - ответила я, положив свою руку на Славину. Слава улыбнулся и ушёл… Я долго смотрела ему вслед и повторяла про себя: «Скованные одной цепью…».
***
Это лучшая книга о русском роке, которую я когда-либо читала. Это лучшая книга, потому что автор пишет душой, потому что автор живёт этим временем- временем колокольчиков и очень грустит, что оно закончилось именно так…
Долгое время я спорила и уверяла других, что в русском роке главное текст. Сильный, правдивый текст, который проникает в душу. Смирнов доказал мне другое. Русский рок – это совокупность текста, музыки и энергии исполнителя. Что один и тот же текст в разном исполнении (авторский Башлачёва, например, и его перепевка «Нате») звучит по-разному, но если это текст и текст сильный, он не отпускает.
Так умер ли русский рок на самом деле? Смирнов назвал так свою книгу, но сам, по-моему, не может, да нет, он не хочет верить в это, пытается доказать, что рок всё ещё жив, и доказать прежде всего, самому себе. Честное слово, как поговорила с ним. Было о чём поспорить (ну просто не принимаю некоторые моменты в русском роке, например излишний стеб и театральность), но автор всё-таки даёт понять, что без этого всего просто не случилось бы рока каким он был, и каким я его любила и люблю.
Импонировало то, что Смирнов открыто давал понять, какие группы он уважает больше, какие меньше, а какие не уважает вообще - просто за копирование стиля и повторения более известных. А ведь это для автора очень смело, ведь среди его читателей не мало поклонников разных групп, в том числе и тех, которые Смирнов не очень уважает. Кстати, мой любимый «Наутилус» как раз вошёл в то число. Мне так показалось. Может, просто показалось, но совершенно не обидело. Потому что Илья очень объективен. Он видит разные стороны, как плохие так и хорошие. А разве можно обижаться на объективность, даже если касается твоего любимого исполнителя? (ну, как я заметила, к Башлачёву, Шевчуку, Майку и некоторым другим исполнителям, у него претензий особо нет).
К своему стыду, я многих исполнителей не слышала… И это стало для меня открытием- теперь есть что слушать ещё, а это значит, что можно изучать и изучать эту тему, хотя столько уже написано в этом направлении.
А какие были времена! Просто доходило до смешного, и что Цою постоянно вырубали аппаратуру, и эти утверждения программ выступлений, литовки… Шевчука уволили с работы, так как он позорил звание советского учителя… Боже мой, сколько абсурда!!! Но при этом какая жажда жизни и творчества, смелость, борьба! Правда находились и предатели, но всё же братство русского рока было неизменным.
Так почему Смирнов считает, что русский рок умер? Он ведь сам пишет, что он просто выполнил свою жизненную программу… Наступили другие времена, многие ушли, другие приспособились к новой жизни…
Интересную мысль высказал автор, что одно течение постепенно выходило из другого – Высоцкий не был рокером, но без него бы не состоялся русский рок. И с горечью Смирнов признаёт, что победила, в конце концов, пресловутая эстрада. Может в этом заключается смерть рока? Или просто ушло время колокольчиков и началось другое время, другие имена, другие темы, другая боль? Русский рок не умер, просто он повзрослел, появилась другая боль, исчез стеб и театральность на сцене, многие просто устали… У многих музыкантов ностальгия по тем временам, когда не было хорошей аппаратуры, когда концерты проходили под эгидой «дня рождения Васи», где-то в избушке в лесу… Но тогда они были молоды, тогда они были вместе, тогда они делали что хотели и не боялись… тогда ещё не так уходили их друзья…
Книга построена очень интересно, порой одна глава переходит плавно в другую и лишь крупное название даёт понять, о чём пойдёт речь… Эта книга- книга-волна, книга-колокольчик, книга-ностальгия по тому времени, когда нам ещё не отлили колокол…

Книга прочитана в рамках флешмоба "Спаси книгу, напиши рецензию"

1 2

Комментарии


О, супер, спасибо! Интересно, ее можно найти хоть в каком-нибудь варианте? (убежала искать)


у меня в электронном)))


Всякий раз, когда я читаю Ваши рецензии на книги о русском роке, по моей спине бегут толпы мурашек. Спасибо большое за такие отзывы!!!


и Вам спасибо за Ваши отзывы!!!!


Спасибо большое за рецензию!
Вы заражаете своей любовью к русскому року и желанием читать подобные книжки!


спасибо за отзыв)))


Русский рок умер потому, что был бесталанен и неоригинален.

А был ли мальчик?

Как пример: советская песня гораздо более известна на Западе, чем натужная серость, называемая "русским роком".


ну не скажите...почему неоригинален? Тогда бы Удо не стал записывать альбом с "Арией", тогда бы мы не знали текстов Башлачёва, Шевчука, Кормильцева. Или это тоже серость? Вы считаете:
Ведь тебя посеяли что б ты пригодился,
Ведь совсем не важно, от чего помрёшь,
Ведь куда важнее - для чего родился....
Вы считаете это неоригинально?


Я имел в виду музыку. Ведь для нас западный рок прежде всего музыка.
Я вспоминаю одно письмо в "Голос Америки": "Уважаемый ведущий! Песня "Жёлтая подлодка" стала гимном нашей компании. Расскажите пожалуйста, о чём там поётся."
Слышал сквозь глушилки собственными ушами.


но русский рок, это ещё и тексты, а они сильны...В этом уникальность его и феномен...В зарубежном роке- да, это прежде всего музыка, в принципе о чём и было и сказано в этой книге, что перевод некоторых песен таких групп, как "Пинк Флойд" например, может быть ни о чём, но цепляет, когда слушаешь! У нас наоборот- цепляет текст. Почти никто из наших исполнителей не имел музыкального образования, Высоцкий играл на трёх аккордах, но чёрт возьми...


Но зачем, тогда, называть это "роком"?


Потому что это было новое направление в советской культуре, непохожее на другое исполнение. Были и на эстраде сильные тексты (например "Журавли" в исполнении Яна Френкеля), но таких песен было единицы.В основном любовь-морковь, верь-дверь..А рок был принципиально другим направлением...поэтому рок.


новое направление в советской культуре

Вот здесь Вы попали в точку, за исключением того, что "советской" надо заменить на "несоветской". Собствено противопоставлением себя разрешённой культуре он и привлекали к себе. В полу/тьме полу/подвалов казалось, что в них, что-то есть. Когда же он вылезли на дневной свет ... Достаточно вспомнить, мягко говоря, конформистское до самого последнего времени поведение Макаревича и Гребенщикова. Упомянутый вами Бутусов, так тот вообще, выступал со своими песнями в лагере "Наших".

но таких песен было единицы.

В русском "роке" нет ничего даже близко к этому.
Это же абсурд: вопить со сцены "Мы ЖДЁМ перемен!"


Ведь совсем не важно, от чего помрёшь


И пусть говорят - да, пусть говорят!
Но нет - никто не гибнет зря,
Так - лучше, чем от водки и от простуд.

Русский рок умер потому, что был бесталанен и неоригинален.


Был ли он вообще? Гаражные металл банды были еще в СССР, а сейчас полезли изо всех щелей, как тараканы. Много посредственного, пережеванного материала, но все же встречаются и гениальные, уникальные таланты, причем, за рубежем известны гораздо больше, чем на родине. А вот рока в России никогда и не было. Отдельные группы можно выделить, если присмотреться, но все же это не тот "классический зарубежный рок", на который все равняются. Слишком много внимания отводится текстам (хотя никого конкретно выделить не могу, потому что на мой взгляд, тексты у 99% групп слишком пафосные и бессмысленные), а вот в музыкальном плане совсем труба. На одних текстах вытянуть невозможно, музыка должна быть полноценной. Так что есть к чему стремиться.
Имхо, разумеется.


История русского "рока" показала, что одного стремления мало (натужная серость).


а нам не надо было равняться на запад, у нас был свой стиль, пусть где-то неумелый, пусть не такой, на у нашего рока своё лицо!
А стремиться всегда есть к чему!


Скорее был не свой стиль, а тексты. Но текстов, как я уже говорил, для музыки мало. С таким успехом нужно писать поэмы, а не лезть в непонятное тебе направление музыки.
Рок - в первую очередь это протест. А у нас любую группу, где присутствуют барабаны (или еще по какому-то непонятному мне критерию) причисляют к "русскому року," и не важно, поют музыканты о соплях, или в их музыке есть доля протеста, главное что это "КРУТОЙ РОООК." Сравни того же Цоя и Би-2... Это просто разные музыкальные стили. В музыке Би-2 нет никакого намека на рок, протест, драйв, это самая обычная попса, коммерческая группа, которая зарабатывает себе на хлеб благодаря пиару. И мне становится по-настоящему противно, когда такую сопливую музыку причисляют к року...
Так вот, пока люди не научатся различать настоящий рок от подделки, или пока не выделят еще несколько музыкальных под стилей, так и будут возникать вечные споры.


вооот!!!поэтому автор и считает, что рок в России умер. Он выполнил свою миссию протеста.


Протест? Комариный писк! Без таланта никого протеста быть не может.
Вот Высоцкий протестовал, котя у него нет ни одной явно антисоветской песни. Его популярность несравнима с популярностью всех советских рокеров вместе взятых.
И не надо валить его в одну кучу с остальными. И где теперь он и где остальные. Почувствуй разницу.


я лишь процитировала Смирнова: "Высоцкий не был рокером, но без него бы не было рока". Я сама очень уважаю Владимира Семёновича.


пока не выделят еще несколько музыкальных под стилей


Для меня понятие "русский рок" - это вот как раз такой музыкальный подстиль прежде всего. Схожий с авторской песней, но с претензией на рок (по энергетике, внешним атрибутам, вот этому самому протесту и т.д.). Как раз то, о чем вы пишете: есть тексты, нет музыки.

Я никогда русский рок как рок не воспринимала, потому что для меня прежде всего именно музыка, а тексты уж потом. И люблю я рок англоязычный. Если посмотреть переводы песен английских рокеров времен "золотых семидесятых", так там почти везде довольно незатейливые тексты. Но музыка гениальна. И первостепенна, естественно, ведь именно о музыке речь, а не о литературе (поэзии).

Потом, в свое время русский рок был явлением скорее не столько музыкальным (т.к. особой эстетической ценности он (тексты не берем, берем в комплексе) не представляет), как социальным. Это был просто плод своего времени, эта атмосфера, эти тексты... И конечно, он должен был помереть, когда перестал был актуальным.


есть тексты, нет музыки.


Но ведь и тексты есть получше. Хочется хороших русскоязычных текстов - почитайте настоящих поэтов. Таким образом, русский рок вообще не оправдывает своего существования.


Это разные аудитории.


Ну да.. Вы правы.. Сейчас и Зверей называют роком.. И ведь называют люди с музыкальным образованием, с опытом. Стыдно, господа, очень..
Хоть сейчас стали употреблять поп-рок.. А то всё рок да рок. Взял гитару, и сразу уже крутой рокер.. Тьфу..


Русский рок- само по себе говнище. А еще поебень по энтому читают, лолплять. А миносублядей все больше, кстати.


Русский рок умер, как и фраза Иисус Христос умер, имеет более глубокое значение. Был апокалиптическим искусством, держался на предчувствии конца, развала великой империи. Страна развалилась, предчувствие исчезло, из фразы Русский Рок умер, вычеркнули слово умер, стало Русский рок, ну или просто Рок, с глупыми текстами и бездарной музыкой. Он был пока умирал вместе с эпохой.


Не кощунствуйте, упоминая всуе имя божие рядом со всяким фуфлом.


Кто-нибудь, скажите людям, слушающим русский рок, что со времен перестройки в этой стране стало можно слушать и качественную западную музыку.


типа раммштайна, хим и линкин парка. Задолбали путать металл и рок, знатоки хреновы.


Где в моем сообщении подобное упоминается? Не надо мне свои интерпретации приписывать. Но, к слову, всё, что вы перечислили - то ещё говнецо, далекое от названного вами жанра, хотя и прибегающее к его элементам. И от митола, который у вас почему-то ассоциируется с "качественной западной музыкой", тоже уже давно исходит смердящий душок.


Вы тоже, смотрю, страдаете синдромом реверсивной интерпретации. Митал (какой-то митол по-вашему) у меня давно с коммерцией ассоциируется, годов этак с 90х. Почему же, современный рок, металл и пр. все эти ребята. Пусть говнецо, но общепризнанное и относящееся к своим жанрам. А что из современного рока вы можете посоветовать? Жаль, что вы совсем иронии не видите.


В данном контексте действительно не вижу. Несколько опасаюсь советовать, не хочется провоцировать спор о вкусах. Да и о пост-роке и независимых исполнителях вы наверняка знаете. Такая просто-музыка, в большинстве своем неограниченная шаблонами (в отличие от блэк, дэт, мдм, хэви, готег, симфо и иже с ними; в случае с которыми уже знаешь, что если это баллада, то соляка после второго припева тебе не избежать, а ещё она будет четвертым треком на альбоме после очередного "боевичка"). В то же время не лишенная идейного и эмоционального наполнения, которую и слушать не скучно из-за экспериментов с ритмами, регистрами, формой и т.д. В качестве примера можно привести таких динозавров как Sigur Rós и 65daysofstatic, которые и задают тенденции. А если речь о независимых исполнителях, то там и элементы кантри, джаза, фьюжн и вообще чего угодно, it depends.


Это разные аудитории.


Ну так и в СССР: был типа "металл" (Коррозия там всякая, ЧО, да та же Арияи ее клоны-Легионы) и был РУССКИЙ рок. Ключевое слово "русский", которое снимает всю ответственность за убогую игру наших, ибо какбэ намекает: такого вы тока на Руси найдете, у вас вот рок, а у нас вот русский. Дорс чтоль по музыке вставляет? да ну на фиг.


Это не русский рок умер, это в нем умер Смирнов и другие деятели андеграундной журналистики, бывшие в информационном ваккуме посредниками между музыкантами и аудиторией. Как прекратилась информационная блокада - посредники стали не нужны.


Не только информационная. Стало как-то стремно протестовать, когда все есть. Пусть даже это видимость всего.


Рок - изначально был протестом против одного, нескольких или всех сразу элементов бытия. Ведь можно даже протестовать против того, что все есть и против видимости всего.


Можно, и кто-то так и делает. Только что-то не особо хочется протестовать против изобилия. Согласитесть, печально, что идеология была присуща только одному человеку и после его смерти все разбежались.


Да где Вы там увидели протест?
За протест давали сроки и сажали в психушки.


Что и было с Летовым


Вот что:

Скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года

С кем не бывает после психушки.


А его поддержка папы Зю с тем же связана.
В данном случае он действительно протестовал - его и посадили. А рокер он или не рокер значения не имеет. Мог бы быть солистом ГАБТ.


Ага, только всегда логичнее, когда протест в музыке именно гитарасный, поэтому рок по умолчанию приравнивали к протесту. Хотя многочисленные Цоекинчевошевчуки все делали аккуратно и завуалировано, симулякр протеста. Не с этим они пробивались.


Алексея Романова биографию посмотрите


Суд вынес приговор: Романову — три с половиной года условно и конфискация имущества (телевизор, проигрыватель, магнитофон «Комета», два кресла, его гитару — красный Fender — и все деньги со сберкнижки)
Лидером «Воскресения» Алексей Романов остаётся по сей день.

Сравните с "Пуськами"

1 2