Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2022 г. 22:23

932

4.5 Спойлер "Кто занимается литературой, тот не знает сострадания"

- Нет, это просто какой-то сон.
- Так проснитесь же наконец!

С творчеством швейцарского прозаика, драматурга и публициста знакома хорошо (и познакомилась с ним, кстати, на Лайвлибе). Его пьесы Фридрих Дюрренматт - Ангел приходит в Вавилон , Фридрих Дюрренматт - Визит старой дамы и Фридрих Дюрренматт - Двойник меня когда-то потрясли своим неожиданным сюжетом и непредсказуемой развязкой и поразили глубиной философских вопросов, которые автор неизменно ставит перед своими читателями. Потому, не скрою, ожидания определенные все же были, не все оправдались, к сожалению, но и вместе с тем прочитанное не разочаровало.

Но обо всем по порядку. Завязка пьесы действительно шикарная: что может быть увлекательнее истории о писателе? Разве что рассказы о встречах авторов с читателями - благодарными и не очень. Подобное ждет нас и здесь: к популярному автору детективов и триллеров приходит странный посетитель. Визит его, похоже, не сулит ничего хорошего известному творцу криминальных сюжетов: кто-то, видимо, раскрыл секрет его необычайно талантливых и ярких книг, очень жизнеподобно описывающих смерть. И вот тут автор предлагает нам вместе поразмышлять над тем, что важнее для искусства: вымысел и фантазия или достоверное отображение действительности? Может ли человек рассказать правдоподобно своим будущим читателям о том, чего сам в жизни не испытал и не пережил? Способно ли воображение сделать вымышленную историю захватывающей или все же необходима реальная основа для постройки сюжета? Вопрос, думается, не новый и непростой, да и вообще так ли важны для читателя художественной литературы мельчайшие детали, подтверждающие якобы достоверность происходящих в ней событий?

Всегда была убеждена, что художественная литература не должна полностью копировать жизнь: для этого есть хроники. Другое дело, что реальность - абсолютно любая - всегда и абсолютно невероятнее любого самого фантастического вымысла, поэтому не вижу ничего предосудительного в том, что кто-то из писателей действительно вдохновляется при написании своих книг отчетами и сводками о преступлениях, имевших место. Но вдохновение - это одно, а искусственно создавать нечто, чтобы потом это же описать в своем романе, - это совершенно иное, бесполезное и аморальное занятие...

"Неужели вы думаете, что люди стали бы с такой жадностью читать мои романы, если бы не знали, что убийства, которые я описываю, совершил я сам?"

Лишенного таланта писателя было отчего-то даже жаль: как скудно работает его фантазия, если не может предложить ничего нового. Жаль было и новоявленного сыщика (он же - бухгалтер на пенсии), потратившего долгих десять лет на подготовку к тоже своего рода злодеянию - и чем он отличается в таком случае от этого автора бестселлеров Корбеса, если все, чего он хочет, - это полученные шантажом деньги, а вовсе не наказание преступника...

Кстати говоря, одна из сюжетных линий в пьесе, как мне показалось, и повествует о том, каким образом достигается справедливость. У Дюрренматта на этот счет весьма неоптимистичный прогноз: люди, во-первых, любят жить в иллюзиях, а во-вторых, все, как обычно, решают деньги...

С середины пьесы из нее, к сожалению, напрочь ушла (в неизвестном направлении) интрига; неожиданной развязки (такой, чтобы сидеть и удивляться) тоже как-то не случилось. Да и осенней атмосферы я здесь не нашла (ориентировалась перед началом чтения на заглавие, и зря). Однако пьеса тем не менее хороша - именно своей философской составляющей. Она даже позволила мне посмотреть на писателей иным взглядом: это какое же усилие необходимо, чтобы одним лишь воображением перенести читателя в новый мир?

Это замечательное произведение было прочитано мною в рамках совместных чтений клуба "Драматургия", за что ему большое спасибо)

Комментарии


С середины пьесы из нее, к сожалению, напрочь ушла (в неизвестном направлении) интрига

я сегодня столкнулся с подобным, но не смог простить автору именно этого.
Но там не было философской составляющей, поэтому совесть не мучает.


Но там не было философской составляющей

Вам совсем не повезло)

Да, некоторые авторы умеют лихо закрутить и увлечь читателя, а потом все как-то незаметно стухает... И сидишь такой недоуменный...


Вдохновение ушло. Хотя по мне так странно, книги же пишут бывает годами вдохновение за это время 100 раз прийти и уйти успеет)))


вдохновение за это время 100 раз прийти и уйти успеет)))

вот-вот! А настоящие профессионалы вообще должны уметь работать без вдохновения)


Полностью согласен. Скорее всего этим свойством обладают немногие, особенно современные писатели, к сожалению.