Больше рецензий

29 сентября 2022 г. 17:22

257

4 Загипнотизированные недействительной действительностью…

Порой можно прочитать десятки художественных книг и не найти истину и мудрость. А можно прочитать одну духовную – и постигнуть многое на годы вперед.
Данное издание превосходно справляется с задачей. Идеи и мысли выдающегося индийского мудреца и философа йоги и веданты актуальны и сегодня.
«Ничто во всей Вселенной не имеет власти над вами, пока Вы сами не допустите власти над собой». Если задуматься над этой фразой, можно прийти к пониманию того, что происходит в нашем мире. Мы и правда «загипнотизированы действительностью, которая в действительности не действительна». Сейчас весь мир живет в бесконечной гонке – бесконечные заботы, поспеть вовремя, обогнать кого-то на долю секунды, успеть то, успеть сё. Людям все время вменяется огромная скорость жизни, которая высасывает всю энергию. Комфорт и прогресс, безусловно, важны, но важен еще и баланс духовного и материального в жизни каждого из нас. Душа человека рассматривается в современном мире как некая абстрактная субстанция, ее не понимают и не воспринимают всерьёз, полностью сосредоточившись на материальном. Реальным винтиком, заводящим всё духовное мироздание, является каждый отдельно взятый человек, а не все общество в целом. Беда людей в том, что они слишком серьезно принимают навязываемые им обстоятельства, начинают слишком серьезно играть навязанные им роли и никогда не бывают самими собой. Между тем проникновение во внутренний мир является единственной дверью к истине.
Истинная свобода и источник счастья – это постоянное самопознание. Тело и его культ, которые так волнуют многих современных людей, на самом деле не принадлежат человеку. Это лишь оболочки для души. Это вещь, данная нам во временное пользование. Но чтобы наша душа развивалась и совершенствовалась, тело должно быть здоровым и крепким. Иначе в нем будет происходить постоянный энергетический дисбаланс, который будет приводить к так называемым болезням.

Так смотрит на душу и тело Йога.
Раджа Йога утверждает, что всякое существо есть только проводник бесконечного океана знания и силы, который находится вне человечества. Все, что мы делаем, все наши потребности и желания, черпаются из этого бесконечного источника. Йоги утверждают, что ничего сверхъестественного нет, есть просто явления физические, а есть тонкие. Тонкие суть причины, а физические – суть следствия. Собственно, все практики Йоги и направлены на развитие способностей к более тонким восприятиям. Многие скажут, что они занимаются йогой, но лишь очень немногие скажут, что практикуют Йогу. Раджа Йога дает человеку средства для наблюдения внутренних состояний и орудием для этого является наш ум. Сила ума – как рассеянные лучи света – будучи сосредоточены, они могут осветить все вокруг себя. Проблема в том, что почти с рождения человек приучен обращать внимание на внешние объекты, на всю эту «мишуру» вокруг. Поэтому многим так сложно бывает переключать ум вовнутрь, познавать и анализировать самого себя.
Как подчеркивает Вивекананда, «Если человек осознает, что он никогда не умирает, у него не будет больше страха смерти». Если он узнает, что он совершенен, он не будет иметь никаких тщетных желаний, а раз обе эти причины отсутствуют, не будет больше горестей, будет полное блаженство, даже в этом теле». Сосредоточение – это единственный метод, позволяющий этого достичь. Одна из задач Йоги – научиться сосредотачивать и обращать силы ума на него самого. Йога не спрашивает нас, какова наша религия и конфессия. Для нее достаточно того, что мы – человеческие существа, которые имеют право задавать вопрос «почему?» и трудиться в поисках ответа на него. Раджа Йога учит нас не верить ничему, в чем мы сами не убедились. Ведь «истина для поддержания себя не нуждается ни в каких подпорках».

Неоспоримым является факт, что сознание связано с телом, и они воздействуют друг на друга. Если нездорово тело, то и сознание больно. И наоборот, если тело здорово, то и сознание остается крепким и здоровым. У очень большого количества людей сознание развито слабо и очень подчинено телу. От этого и идут все современные проблемы, связанные с разбалансировкой тела, неспособностью собирать внимание и концентрироваться.

Раджа Йога делится на 8 ступеней. Эти ступени хорошо известны тем, кто серьёзно практикует Йогу.
*. 1) Яма составляет этическо-нравственные основы, фундамент для успешного развития. Здесь можно найти следующие предписания практикующим: ахимса (ненасилие, непричинение вреда), сатья (правдивость, честность, справедливость, отсутствие лжи, самообмана, лести и лицемерия), астейя (неворовство, неприсвоение чужого), апариграха (нестяжательство, ненакопительство, рациональное потребление и содержание материальных вещей вокруг нас), брахмачарья (сдержанность, отказ от потакания своим страстям, чувственным, сексуальным желаниям и слабостям).
*. 2) Нияма – моральный кодекс йоги, предполагающий соблюдение следующих предписаний: шауча (чистота, физическая и духовная, чистота сознания и тела, одежды, мыслей, внутреннего мира человека), сантоша (удовлетворенность, благодарность миру и Вселенной за каждый прожитый день, за то, что имеешь на данный момент), тапас (укрощение страстей, пост, аскезы, прикладывание усилий, самодисциплина и накопление внутренней духовной энергии развития), свадхьяя (самообразование, изучение духовной литературы), Ишвара Пранидхана (посвящение заслуг Всевышнему, альтруизм, передача духовных знаний).
*. 3) Асана –положение тела в пространстве, на коврике, в балансе, перевернутом положении. Целью асан является подготовка тела к пранаяме. Гибкость тела и гибкость ума напрямую взаимосвязаны. Здоровый крепкий позвоночник, способность удерживать положение спины и ног во время пранаямы и медитации – вот то, ради чего по сути и прорабатывается тело через асаны. Порой на это могут уйти годы практики, а порой – и вся жизнь.
*. 4) Пранаяма (управление жизненными силами). Практикующим йогу знакома масса техник пранаямы. Дыхание и энергия тесно взаимосвязаны. А где наше внимание, там наша энергия.

Наиболее заметное проявление праны в человеческом теле заключается в движении легких. Каждая часть тела может быть наполнена праной, или жизненной силой. Если человек в состоянии это сделать, то он может управлять всем телом.
Все болезни и несовершенства тела смогут быть вполне подчинены Вашему воздействию. «Духовно чистый человек, управляющий праной, может привести ее в более высокое вибрационное состояние, которое и сообщится другим, возбуждая в них подобное же колебание».
Согласно учению Йога, в нашем позвоночном столбе есть два нервно-энергетических канала – Пингала (правый) и Ида (левый). Центральный же канал, проходящий через спинной мозг, называется Сушумна. Он завершается, в свою очередь, еще одним нервным центром, называемым Лотосом Кундалини. В нем заключена огромная сила. В различных участках вдоль всего позвоночника и черепа сосредоточены еще несколько нервных центров – чакр: муладхара (область промежности), свадхистхана (4-5 см ниже пупка), манипура (область выше пупка, нижний свод желудка), анахата (сердечный центр), вишудха (основание горла), аджна (межбровие, лобный треугольник), сахасрара (макушка головы, темя). Если заменить название «чакра» физиологическим термином – нервное сплетение, то идеи Йоги становятся более понятными.
*. 5) Пратьяхара, буквально переводится как «собирание в себя», направление сознания внутрь. Как я уже упоминала, цель каждой души – свобода от рабства материи и сознания. Как пишет Вивекананда, «пользуйтесь своим собственным умом, управляйте телом и сознанием сами, помните, что если Вы не больны, никакая посторонняя воля не может действовать на Вас, и избегайте всякого, кто велит Вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был». Истинные йоги никогда не разбрасываются мыслями. Нужно сосредоточиваться на одной идее, сделав ее своей жизнью. Ею должен наполниться и мозг, и мускулы, и нервы. Так и рождались великие гиганты духа. Если мы действительно хотим приносить счастье и себе, и другим, необходимо научиться пратьяхаре.

*.6) Дхарана – концентрация. Это состояние сосредоточения ума в одной точке на 90%. Показатель успеха в освоении дхараны – это объективное осознание реальности, которое можно достичь за счет контроля деятельности ума. Йога-сутры Патанджали говорят об «остановке внутреннего диалога», то есть воли ума. Обузданный и сконцентрированный ум служит йогу очень полезным инструментом. Иногда обуздать ум – сложнее, чем получить ученую степень. Ведь полное обуздание ума требует огромного количества усилий и терпения.
*. 7) Дхьяна (созерцание, медитация). Предпоследняя ступень Йоги, приводящая к «успокоению сознания». Медитативное состояние хорошо описывал Будда; сосредоточенный ум видит вещи таковыми, какие они есть на самом деле (в действительности). Глубокое медитативное состояние позволяет не только свободно размышлять о каком-либо объекте, но и порождать новые мысли и знания о нем. Цель медитации – как бы погрузить ум в объект и оставить его там, добившись полного исчезновения мыслей. Уверена, что именно в таких состояниях у человека и рождаются гениальные идеи и открытия, сюжеты, стихи, картины, скульптуры и другие объекты творческой деятельности.
*.8) Самадхи – верхушка Раджа Йоги – состояние сверхсознания. Человек, как самое высшее из всех живых существ, может производить деятельность, сопровождаемую самосознанием. Однако есть уровень еще выше – когда сознание поднимается за пределами самосознания, оно называется самадхи, или сверхсознательностью. Поле нашего разума и сознательных действий мысли очень узко и ограничено. Наш ум может действовать только внутри одного маленького круга. Однако именно за этой областью разума лежат все священные вопросы: что есть «Я»?, что есть жизнь?, что есть Бог?, бессмертна ли душа?, есть ли сознание вне тела?, что есть мысль? –ответы на данные вопросы лежат за пределами разума. Рассудок в этом случае занимает нишу агностики: не знает точно – то ли да, то ли нет.

Между тем, ответы на данные духовные вопросы крайне важны для нас. И получить их можно, когда сознание достигает крайнего высшего состояния, а человек становится обладателем еще более высокого знания, нежели рассудочного. Знания метафизического, трансцендентального. Иногда люди входят в это состояние сверхсознания случайно, и им вдруг открываются истинные духовные знания. Йога говорит о том, что случайный выход в самадхи без подготовки и развития первых семи ступеней может быть очень опасным. Неподготовленный человек в прямом смысле слова может сойти с ума.
Все великие пророки, по сути, получали тонкий опыт и духовную информацию, пребывая с самадхи. В этом и состоит цель любой религии – привести человека к данному сверхосознанному состоянию.
Йога – это постоянный опыт.
Для меня мир истинной йоги по сути начал открываться на втором году личной постоянной практики. Постепенно физика стала отходить на второй план (хотя я прикладываю и буду еще прикладывать много усилий для работы с телом в асанах), и я стала больше изучать духовной литературы. Для меня всегда важен личный опыт и даже ошибки. Ведь как не можем мы сделать человека блестящим хирургом только лишь дав ему почитать несколько книг, так и йогу познать только через асаны, минуя яму и нияму, тоже невозможно.
Йога – это путь длиною в жизнь. Никогда не поздно начать практиковать! ОМ!

Юлия Визер