Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2022 г. 13:06

137

5 Великое собрание искусства

В своё время при посещении Дрезденской галереи меня поразило многое. Не только великолепие размещённых в нём картин, но и роскошный парк, величественные здания, пережившие, как и сам город, настоящую драматическую судьбу. Автор альбома много внимания уделяет русскому элементу. Начиная от советских полотен и огромной помощи СССР в восстановлении Дрезденской картинной галереи. Напомню, город три дня 13 – 15 февраля 1945 года просто утюжили ВВС Великобритании и США, разрушив не только здание галереи, но и огромное число объектов по всему Дрездену. В ходе экскурсии (замечу – немецкий) экскурсовод с такой болью и скорбью об этом говорил, показывал те элементы, которые тогда намеренно законсервировали на память потомкам. Чтобы те могли воочию убедиться в масштабе трагедии (и дабы не так просто можно было лгать и переписывать историю, чем сегодня активно занимаются). Много говорится и о том, как 10 лет крупнейшие советские специалисты бились над реставрацией критически повреждённых картин, пока в 1955 году коллекция из 1240 предметов не была возвращена в Дрезден.

Много внимания уделено и курфюстам – основателям сначала Кунсткамеры (XVII век), а затем и целой картинной галереи (1722 г.), которая в этом году отмечает свой 300-летгий юбилей! Кто и почему передавал картины Галерее? По каким критериям происходил отбор? Это лишь часть вопросов, которые разбирает автор в предисловии к альбому. Особое внимание уделяется шедевру Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Само здание Галереи гораздо моложе и торжественно открылось в 1855 г. Какие принципы положены в её основе, каким образом Земперу удалось соединить красоту и высшую практичную целесообразность? И наконец, завершает вводную часть обзор тех школ и направлений в искусстве, которые здесь представлены, полотна каких великих живописцев можно увидеть в Дрезденской картинной галерее.

Больше всего в коллекции «Великие музеи мира» мне нравится то, что её авторы уделяют значительное внимание не только истории картин и их описанию, но и разбору замысла живописцев, тех идей, которые они вложили в свои полотна. Каждого из 70, представленных в книге. Исходя из этого, здесь даются советы, как стоит рассматривать изображение, с какого угла смотреть и на что обращать внимание в первую очередь. Ведь довольно часто бывает – художники играют со своим зрителем, «прячут» основное на дальнем фоне или срывают их в элементах-символах, заметить которые без посторонней помощи иногда не так-то просто. Так было, например, в полотнах «Семь скорбей Девы Марии» Альбрехта Дюрера» (ок. 1496 г.), «Введение Марии во храм» Чима де Конельяно (ок. 1500 г.), «Святая ночь (Рождество)» Антонио Корреджо и большинстве других.

Редко бывает, чтобы какой-либо элемент на картине был случайным: колонна на полотне «Благовещение» Франческо дель Косса (1470 г.) – своего рода разделитель, что выделяет в истории Девы Марии два эпизода, а под полом внизу – третья. То же самое мы наблюдаем и у Сандро Ботичелли в картинах о святом Зиновии (1500-1505 гг.), Паоло Веронезе в «Мадонне с семейством Куччина» (ок. 1571 г.).

Изюминкой альбома стало и сравнение нескольких полотен из Дрезденской галереи, что представляют нам одну и ту же тему. Например, образ святого Себастьяна в работах двух итальянских художников-одногодок Антонелло да Мессины и Козимо Туры. Примечательно как сходство, так и различие в трактовках образа святого: если у Туры больше экспрессии и чувствуются физические страдания мученика, то у Мессины Себастьян спокоен, от физической смерти его спасает вера.

Главы в альбоме построены на только по направлениям, но и по страноведческому принципу. Так что в нём можно отдельно познакомиться с искусством Италии, Голландии, Нидерландов и Фландрии, Германии, Франции и Швейцарии, Испании.
картинка elefant

Прочитано в рамках Нон-фикшн, 104 тур и Книжной полки, 92 тур.