Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 сентября 2022 г. 11:09

814

4 Пропуск на крышу для бродячей кошки

Эта пьеса Теннесси Уильямса не так известна широкой публике, как те же "Трамвай "Желание"", "Стеклянный зверинец" или "Кошка на раскаленной крыше". Все свои знаменитые произведения драматург создал до наступления 50-летнего рубежа. В более позднем возрасте у него уже не было таких оглушительных успехов, но он по прежнему продолжал исследование человека и его потребностей, погружаясь всё глубже в затрагиваемые темы. У меня сложилось впечатление, что два главных источника, которыми руководствовался Уильямс, были - Чехов и ... Давайте сначала о Чехове, в преклонении перед ним Теннесси признавался сам, да и две пьесы посвящены Антону Павловичу и его творчеству: "Тень Чехова" и "Дневник Тригорина".

А вот второй источник - это Библия. Уильямс в своих пьесах исследует самую основу человеческого Я и человеческих взаимоотношений, это не может не приводить его к философскому осмыслению рассматриваемых проблем и характеров, а такое осмысление человека, впитавшего христианскую культуру, не может не возвращать его снова и снова к библейским сюжетам.

"Царствие земное", пожалуй, является прямой отсылкой к древним текстам, уже само название бросает вызов "царствию небесному". И сразу несколько библейских сюжетов обрисовываются и осмысливаются автором, и предлагаются читателю и зрителю. Здесь и тема потопа, и история Лота, и - в самом центре - взаимоотношение братьев Исава и Иакова, а на кону "земля обетованная".

Кстати, еще одной отсылкой к Ветхому завету является имя одного из братьев - Лот. Кто из братьев Исав, а кто Иаков - ответ неоднозначен, Уильямс вносит в библейскую историю специфику родного для него постплантаторского Юга. Так, братья не являются близнецами, у них разные матери, более того, старший - бастард, рожденный цветной любовницей папочки. Младший же, законный наследник родового участка, типичный представитель вырождающегося рода.

Уильямс сводит братьев в решающей схватке в момент локального апокалипсиса, младший - Лот приезжает с женой в родной дом накануне наводнения (потопа). Он - Лот - смертельно болен, ему осталось жить максимум полгода, и он специально женится на случайной девушке из стриптиза только для того, чтобы участок не достался Цыпленку, так все зовут старшего "цветного" брата, у которого другого имени как-будто и нет, даже он сам называет себя только так.

Пьеса очень камерная, в ней всего три действующих лица, события происходят в одном месте в течение нескольких часов. А центральной фигурой становится стриптизерша Миртл, она же жена Лота, которая оказывается между больным и страдающим от ненависти Лотом, и здоровым, но грубым и простоватым Цыпленком. В кои-то веки она вдруг оказалась кому-то нужна, нужна не на ночь, а всерьез. Одному - для мести, другой же предлагает ей роль хозяйки, но для этого надо, чтобы он взял её с собой на крышу, когда вода затопит дом.

Появляется мотив "раскаленной крыши", то, что она раскаленная, в этом сомнений нет никаких, страсти кипят не шуточные, и, как раз во время разговора про крышу в пьесе появляется кошка, на которую у Миртл аллергия. Перед Цыпленком выбор - или кошка, которую он давно знает, или эта потасканная красотка, которая к тому же "настоящая белая женщина", а для него это архиважно. И кошка вышвырнута в наполняющийся водой подвал, Цыпленку нужна Миртл, он хочет, чтобы эта белая женщина, жена его брата, родила ему наследника.

А Миртл уже сообразила, что верность больному, умирающему от чахотки, Лоту не даст ей ничего, бороться с сильным Цыпленком за их родовой дом после смерти Лота у неё не хватит сил, она-то и за Лота выходила в поисках опоры, но фатально ошиблась, зато Цыпленок вполне мог бы стать такой опорой, поэтому проще владеть имением вместе с ним.

Тем более, что Лот болен не только физически, но и духовно. Помните главного героя романа Блоха "Психо", по которому Хичкок снял свой самый "нуаристый" фильм? Так вот Лот - это тот же Норман Бейтс, он одевается в белье покойной мамочки, перевоплощаясь в неё, явно страдая от хронического эдипова комплекса. Он же и на Миртл женился в немалой степени потому, что та вела себя с ним как "мамочка". Поэтому для него будет лучше, чтобы дом достался ей, но не Цыпленку, которого отец прижил черт знает с кем, и которого так люто при жизни ненавидела его - Лотова - мама.

Это, а еще тот факт, что Лот подкрашивает свои волосы, чтобы выглядеть натуральным блондином, опять же в противовес своему братцу, окончательно убеждают Миртл, что если она останется рядом с Лотом, её ждет превращение в соляный столб. Просто они погибнут в этом пустом доме оба, когда придет большая вода. А здоровый и сильный Цыпленок предлагает взять её с собой на крышу, и там вместе переждать наводнение. А потом... родить ему ребенка. И в качестве согласия она должна сделать ему... минет. Всё так просто! Зато впереди - крыша и относительно состоятельная жизнь, ведь она всегда мечтала о своем доме и мужчине, на плечо которого можно было бы опереться.

А Лот пусть остается сидеть в наполняющейся водой гостиной, облачившись в пропахшее нафталином белье своей покойной мамочки...

Жизнь продолжается, и даже если иногда она кажется неприглядною, она не перестает быть жизнью, сутью царства земного...

o-l.jpg
03:33

Комментарии


И в качестве согласия она должна сделать ему... минет.

почти как завет между Богом и иудеями :)



Перед Цыпленком выбор - или кошка, которую он давно знает, или эта потасканная красотка

во время потопа каждой твари должно быть по паре



ато Цыпленок вполне мог бы стать такой опорой, поэтому проще владеть имением вместе с ним.

лучше быть с нелетающей птицей на крыше, чем с неплавающей рыбой в воде
Спасибо, Сергей, заинтересовал ты меня всем этим символизмом :)


Про кошку это хорошо. Кошку надо не в подвал, а тоже на крышу.