Больше рецензий

renigbooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 августа 2022 г. 09:08

307

5 «Сектор Газа: здесь не дожить до сорока́...»

Это уже не первая книга издательства «Молодая Гвардия», написанная в набирающем популярность формате романа-диалога, — на мой взгляд, крайне удобного для подачи и усвоения материала. Диалог здесь ведут трое: журналист Роман Богословский, специализирующийся на истории отечественной рок-музыки, дочь Юрия Николаевича Клинских (1964—2000) Ирина, которая вместе с командой единомышленников возглавляет „секторовское“ движение и занимается сохранением наследия своего отца, — и читатель, активно привлекаемый авторами к дружеской дискуссии, ибо только так, по их мнению, возможно попытаться осмыслить феномен Юры Хоя и созданной им „русской народной группы“ «Сектор Газа». Безусловно, один из „секторов“ этого феномена кроется в том, что каким-то безошибочным внутренним чутьём герой этой книги всегда попадал в нерв того смутного и противоречивого времени, в котором ему довелось жить и творить.

У каждого из поклонников Юрия Клинских есть своя уникальная история первого соприкосновения с его творчеством, но для всех нас этот незабываемый опыт по сей день связан с одними из самых тёплых, светлых воспоминаний подростковой поры — и вместе с тем с назаживающим чувством несвоевременной утраты. Как ёмко высказалась об этом поэтесса Наташа Романова, «кто никогда не слушал песни группы „Сектор Газа“, тот лох» (стр. 342).

Как это часто случается с творческими людьми, многие ассоциируют эпатажный сценический образ Хоя и лирических героев его песен с личностью их автора. Между тем в реальной жизни он никогда не был ни сквернословом, ни хулиганом, — ни тем более сатанистом или тираном, ни в грош не ставившим мнения других музыкантов, принимавших непосредственное участие в жизни группы. В книге многие из них вспоминают Юрия Николаевича как очень чуткого, тактичного, порядочного, стеснительного и даже в чём-то наивного человека, на всю жизнь сохранившего детскую простоту и непосредственность и в силу этого чуждого „звёздной болезни“.

Пожалуй, лучше всех о Юре Хое как о человеке в романе-диалоге высказалась Татьяна Фатеева, вокалистка и „секс-символ“ концертного состава «Сектора Газа»:



Обострённое чувство справедливости, снисхождение к слабости людей, умение прощать, целеустремлённость, энергия, сила духа и доброта великолепно в нём уживались. Он не боялся угроз, но всегда жалел слабого. <…> Когда мы приезжали в новый город, Юра с удовольствием общался с жителями, интересовался их жизнью. И всё это помнил, ему это было интересно и важно. И автографы после концерта раздавал до последнего, чтобы никто не ушёл расстроенным. Он, конечно, ангелочком не был, жил ярко и страстно, как будто день за три, но все свои ошибки и все свои победы он совершил любя жизнь, мир, людей, желая всему добра.

Рассказ о жизни Юрия Клинских построен вокруг поэтического и музыковедческого анализа дискографии рок-банды «СГ», ведь вместе со своим творчеством эволюционировал и сам Хой, с юных лет склонный к мифологическому мышлению и мистическому мировосприятию. В связи с этим интересно было узнать, какие музыканты принимали участие в записи студийных альбомов группы и её концертах, как проходило знакомство и расставание участников разных составов коллектива и какой из них ныне почитается фанатами как „золотой“.

В целом, матёрые фанаты Хоя, знающие его биографию и историю группы „от и до“, вряд ли найдут в этой книге что-то новое, но рядовым поклонникам творчества Юрия Клинских, выкручивающим звук на полную каждый раз, когда играет «Сектор Газа», она, несомненно, будет интересна и полезна.