Больше рецензий

8 августа 2022 г. 10:34

299

4 Во имя Великого Общего Блага допустимы любые жертвы

От третьего тома "Рифтеров" у меня остались довольно смешанные впечатления: в нём всё ещё отличная крепкая матчасть про патогены и очень странное - всё остальное. Уоттс, несомненно, прекрасный философ с огромным научным базисом, который может поднять интересные темы и взглянуть на них под нестандартным углом, но вот как писатель он не всегда удачен.

"Бетагемот" именно с этой точки зрения я бы отнесла скорее к тёмным сторонам его писательской биографии. Уж не знаю, что там случилось, было ли это осознанным экспериментом или издатель сказал, что надо вбросить в повествование что-нибудь пободрее, а то никогда не продадим (тм), но Уоттс внезапно решил разбавить обычный для первых двух частей мрачный и неторопливый hard sc-fi всплесками гонок, стрельбы и взрывающихся вертолётов.

Последняя примерно треть романа - это какой-то голливудский экшон в максимальном приближении, Кен Лабин - чистый герой боевиков, который всегда выигрывает, несмотря на собственные травмы, и не оборачивается на взрывы, потому что он слишком невозмутим для этого.
И если у какого-нибудь Чайлда меня это более, чем устраивает, потому что для того и читаю, то от Уоттса как-то оно, ну, неожиданно. И мало того, будь это хорошо, я бы только удивилась - но сделаны эти включения боевой фантастики не только внезапно, но и слишком уж топорно.
Не могу отделаться от ощущения, что выход за рамки хорошо изученного, знакомого и прочувствованного Уоттсом жанра "Бетагемот" испортил. Не критично, но всё же существенно - последнюю треть книги я скорее пролистывала, надеясь найти продолжение авторского видения Апокалипсиса, подробности конструкции Сеппуку или хотя бы вообще что-нибудь достаточно твёрдое, а получая забег с препятствиями и рушащимися небоскрёбами.
Ну такое.

Я бы сказала, что жанровый вотэтоповорот не удался.

Сюжетный с тем, что на самом деле за гибелью Северной Америки стоял Ахилл, который натурально превратил её в свои охотничьи угодья, потеряв вместе с Трипом Вины и все сдерживающие факторы, от остатков морали до страха наказания, наверное, неплох. Вообще тема совести и столкновения ответственности за свой биологический вид в целом и поступки с личными девиациями здесь хорошо препарирована, никто не ушёл обиженным.
И вот тут я должна признать, что большинство получили то, к чему сами же себя и привели собственным фанатизмом. Корпы или Джовелланос - все они просто получили то, что сами сконструировали. Идея о том, что надо думать, что делаешь, просчитывая хотя бы на пару шагов вперёд по реальному миру, а не по своим великим и прекрасным фантазиям, хорошо известна, но при этом не теряет актуальности.

Другое дело, что третий том показался мне несколько... Перенасыщенным лишними что кровавыми, что душевно-страдательными подробностями. Читать про Ахилла, у которого без биохимического контроля окончательно сорвало крышу, чем превратило в довольно обыденного сексуального маньяка, было просто скучно. Я абсолютно нейтральна к любым рейтинговым сценам, здесь они меня тоже не шокировали, но удивили - а, собственно говоря, зачем.
То есть, основная мысль о том, что снятие ограничений, наложенных искусственно, не всегда играет на благо что индивидуума, что общества, понятна. В целом, философские размышления на тему природы морали и того, как её отсутствие может использоваться одинаково поломанными людьми, но для диаметрально разных решений, конечно, не новаторские, но интересные. Но они были бы таковыми и без вагона деталей о сложном внутреннем мире всех участников.

Я вообще Уоттса люблю в первую очередь за то, что он не сильно сосредотачивается на раскрытии внутреннего мира, что в "Бетагемоте"-то пошло не так, зачем мне весь этот вагон рефлексии со стороны Ахилла, который не виноват, просто такова природа, или Кларк, которая не знает, куда себя деть, то ли страдать над уничтоженным человечеством, то ли тогда уж продолжить. Честно, я так и не пронзила её внезапный переворот из Мадонны Разрушения вот в это. На что ей человечество вообще и корпы в частности? Пятилетняя жизнь в глубине раскрыла внезапную любовь к социуму?

Так много вопросов, так мало ответов.

С другой стороны, в книге всё ещё полно интересных тем, да и все сюжетные линии Уоттс плотненько увязал и обрезал, не оставив ничего на совести читателя:

спойлер
и природу Бетагемота раскрыл, и природу его антидота, и второй штамм, и откуда он взялся вместе с первым, и Водоворот с "мадоннами" окончательно доломал, и судьбы всех персонажей осветил.
свернуть

Я, конечно, несколько сожалею, что

спойлер
человечество не умерло целиком, но хотя бы "Атлантиду" угробили,
свернуть

и на том спасибо. Ничего, конечно, не изменит, и через пару десятилетий на развалинах человечества появится новый высший класс корпоративной аристократии, но всё же.

Однако по итогу уровень моего восторга по сравнению с первыми двумя томами сильно снизился. Его, как по мне, можно было сократить на треть, выкинув все взрывающиеся вертолёты, - Кен Лабин, конечно, прекрасен, но его одного не хватает для вытягивания "Бетагемота" целиком - и, может, стало бы также хорошо.
Впрочем, это всё равно был крайне захватывающий опыт, пусть читалась книга местами не слишком легко.
Несмотря на это, о всём цикле "Рифтеров" у меня всё равно общие впечатления остались хорошие.

Буду ждать от Уоттса новых книг, потому что все старые я уже прочитала.