Больше рецензий

12 июня 2022 г. 12:53

550

5

Сейчас на Западе текут обильные мутные воды литературы о минувшей войне, и течение их порою столь бурно, что они сметают указатели фарватера истины.

История караванов PQ, на которых по ленд-лизу союзники поставляли нашим войскам много всякого полезного. Пока основные промышленные предприятия Советского Союза после эвакуации только разворачивались за линией фронта, нам очень нужны были танки, самолеты, лекарства и прочее стратегическое сырье. Как отмечается в аналитике - *В историографии СССР умалялась значимость поставок, в то время как союзники часто их преувеличивали.* Крайне редко упоминается так называемый *обратный ленд-лиз*, согласно которому в США отправлялись уже необходимые им ресурсы. Так мы поставили 300 тыс. тонн хромовой и 32 тыс. тонн марганцевой руд, большие запасы платины, золота, дерева, и других материалов. В целом по ленд-лизу окончательно расплатилась уже Россия, как правопреемница СССР, в 2006 году.
Не пугайтесь скучных цифр, Валентин Пикуль расскажет историю конвоев и караванов PQ в собственной манере, необычайно увлекательно и пронзительно. Сколькими жизнями пришлось заплатить за победу, даже подумать страшно. Основная роль уделяется предпоследнему каравану PQ 17, именно его трагическая судьба заставила сменить маршруты помощи и направлять ресурсы более длинными и неудобными путями. Автор едко прошелся по английским чиновникам, особенно по сэру Дадли Паунду, главному морскому лорду, руководителю Главного штаба Британского адмиралтейства. Ну и Черчиллю досталось на орехи. А вот английские офицеры и моряки выставлены героями, как и американцы. Да и президенту Рузвельту наш писатель на похвалу не скупился. Заслуги союзников не умаляются, в те времена даже идеологические противники относились друг к другу с уважением. Был общий враг, все для фронта, все для победы.
Множество героев, каждый на своем посту. Кто-то на линкоре, кто-то на простом сухогрузе, кто-то на подводной лодке. Еще одним действующим лицом является ледяная морская стихия. Даже выжившим в бою она почти не оставляет шансов, сердце останавливается от сковывающего холода. Ты только что был в горячке боя, тебя обстреляли, ранили, выдохнуть не успел, а ледяная вода уже принимает в свои смертельные объятия. Герою — королевское ложе на дне океана.
Особая роль у немецкого гиганта, линкора *Тирпица*. Одним своим существованием наводил ужас на моряков, хотя его собрата *Бисмарка* подбили в самом начале войны. Но какой ценой!
Однажды *Тирпиц* со своим конвоем шел навстречу все тому же злосчастному PQ 17 и напоролся на нашу подводную лодку К-21 во главе с капитаном Луниным. От их противостояния дух захватывает. Лунин с командой все-таки ухитрились отправить *Тирпиц* на покой. Позже этот их подвиг был поставлен под сомнение, только нацисты знали кто их победил. Не зря они сразу же после этого события повесили отца капитана Лунина в оккупированном Ростове-на-Дону. Отомстили, так сказать.
Дальше очень подробно и страшно описывается судьба каравана PQ 17. Именно из-за страха перед *Тирпицем* Дадли Паунд отдал безумный приказ рассредоточить караван и отвел английские и американские корабли сопровождения, чтобы сохранить флот. Столько мутной воды в этой истории, столько поводов для теорий заговора. Тут уж каждый пусть делает свои выводы из имеющихся данных.
Пикуль трактует все однозначно в сторону трусости и подлости Паунда. С другой стороны тот считал, что английский флот важнее поставок Советам. Моё мнение — тут скорее трусость, дурость и болезнь сыграли важную роль, Паунда даже свои соотечественники не особо уважали. Дедушка был хотя и не особо старый, но сильно больной. Дедушке было уже все равно. Как он мог адекватно руководить целым флотом, если уже в 1943 году скончался от опухоли мозга? Такие болезни даром для умственных способностей не проходят и редко развиваются молниеносно. Тут уж скорее претензии к английским неврологам и прочим докторам. Или у них люди на таких должностях мед осмотры не проходили? Или аналогично везде коррупция и кумовство) Ну кто-же из медиков осмелится сказать приятелю самого Черчилля и высокопоставленному сэру — дедуля, вам не флотом руководить, а на пенсию по инвалидности выходить нужно! Кишка у всех тонка. Вот и получаем такие смертельные для обычного люда ошибки.
В общем и целом, книга отличная. Надо бы почаще за произведения Пикуля браться. Столько всего неохвачено из его творчества.

Комментарии


А Алистер Маклин - Крейсер его величества Улисс читали? Английский взгляд на конвои.


Спасибо, возьму на заметку. Кстати, у Пикуля эпиграф взят из этой книги.