Больше рецензий

3 июня 2022 г. 10:19

438

5

Заметки:

Всего 45 произведений из них 4 стихотворения: «Весёлые деньки» – про первый снег (осень – зима), второе Ежинка (лето), «Маленький цыплёнок на большой земле» — что происходит сразу после рождения цыплёнка (можно обобщить на многих животных) «Утро» – про солнце и выбираемый путь. Закрывающее сборник стихотворение.

Заглавие шести прозаических произведений в форме вопроса «Какой день?», «Кто всех глупее?», «Кто хозяин?», «Кто наказал его?», «Что легче?», «Почему?» Структурно эти произведения представляют такой жанр, как «Вопросы и ответы». (6)
Рассмотрим их подробнее:

«Какой день»? открывающий весь сборник рассказ и единственный из шести анализируемых, где героями выступают только животные. Кузнечик и червяк спрашивают у муравья прекрасный или отвратительный день. Тот даст ответ вечером.

«Кто всех глупее?» имеющий зеркальную структуру рассказ про мальчика Ваню, девочку Таню, пса Барбоса, утку Устинью и цыплёнка Боську. Также важна тема материнского инстинкта.

«Кто хозяин?» Мальчики помогли псу во время болезни и оба хотели, чтоб он достался одному из них. Случай показал чей же он будет.

На той же странице располагается произведение «Кто наказал его?», которое написано от первого лица и в котором соседка спрашивает у матери о понесённом мальчиком наказании.

В рассказе «Что легче?» протагонисты не успели домой и каждый выбрал свою модель поведения дальнейших действий. Один рассказал правду. Второй, чтобы избежать ругань, сказал, что подвергся опасности. Третий — что встретил знакомого и поэтому опоздал.

Рассказ «Почему?» (наиболее подходящий под определение именно рассказа) в той или иной степени вбирает в себя модели всех предыдущих.

В нём важной оказывается фигура отца, вокруг которой выстроена жизнь матери, мальчика и пса. И вот по вине мальчика гармония нарушается. Рассказ о том, как семья справится с этим.

3. Оставшиеся можно поделить условно на рассказывающиеся конкретно мальчикам и конкретно девочкам, причём у последних в хорошем смысле этого слова ситуации разнообразнее, у мальчиков более типичные. В то же время у мальчиков, за счёт повторяемости имён, можно увидеть следующую закономерность: герой одного рассказа преподаёт урок второму, второй третьему и так цепочка не прерывается и при этом может ветвиться в разные стороны.

А) Рассказы из нарицательного имени существительного «Сороки», «Сторож», «Лекарство», «Печенье», «Мечтатель», «Сыновья», «Обидчики», «Случай», «Картинки», «Время», «Подарок», «Папа-тракторист» (12)

про девочек: «Сороки», «Лекарство», «Картинки», «Подарок» (от лица девочки, но герои больше мальчики)

про мальчиков: «Сторож», «Печенье», «Мечтатель», «Сыновья», «Обидчики», «Случай», «Время», «Папа-тракторист».

«Сороки» сорок (птиц) ото всюду гнали, пока не поступило предложение слетать к трём девочкам. Рассказ про то, какой вывод сделали птицы. ll «Сторож» воспитательница спросила ребят почему грустит их товарищ. Те объяснили в рамках заявленной заглавием темы.

«Лекарство» доктор объясняет читателям почему мама девочки не может выздороветь ll «Печенье» делёж братьями печенья, которое по-хорошему надо было производить на четырёх человек: на них и на мать с бабушкой.

«Мечтатель» разный взгляд на подвиг до этого был рассказ «для мальчиков» «Хорошее» в котором Юра думал что бы такого совершить, чтобы помочь родным, воображая себе не бытовые подвиги. В «Мечтателе» Толя абстрактно думает о подвиге, в то время как Юра его совершает. В «Обидчиках» мать учит Толю как завести друзей и тот «передаёт» этот урок Саше».

«Сыновья» три матери хвалятся своими сыновьями перед стариком, из них старик выделит одного. Структурно схоже «Разделите так, как делили работу» к учителю две матери прислали своих сыновей, те поработали, после чего учитель предложил соответствующую награду.

«Случай» Коле подарили цветные карандаши, пришедший товарищ Витя узнал, почему осталось всего три карандаша и внёс по его мнению дельное предложение ll «Картинки» чего стоит похвала Нюры по отношению к Кате ll «Время» Юра и Олег решили совместно решить пример, который не смогли решить каждый по отдельности и заболтались. Рассказ о том, что из этого вышло.

«Папа-тракторист» Витя всё просил папу взять его с собой в поле. Рассказ о том, что исполнится ли желание мальчика.

Б) Структура «определение + подлежащее»: «Добрая хозяюшка» «Заячья шапка», «Новая игрушка», «До первого дождя», «Хорошее», «Жадная мать», «Вырванный лист», «Три товарища» (условно), «Синие листья», «Танины достижения», «Волшебное слово». (11)

«Добрая хозяюшка» почему несмотря на заглавие щенок убежал от девочки.

«Заячья шапка» убили зайца-хвастунишку, но его определяемость живёт и в других. Есть ли способ избавиться от неё?

«Новая игрушка» дядя записывает что и кому привести. Почему же приуныл Витя?

«До первого дождя» подружки были не разлей вода, как же их мог рассорить дождь?

«Жадная мать» соседи осуждают не изменяющиеся взаимоотношения между матерью и сыном.

«Вырванный лист» Дима пытается узнать кто вырвал лист из его тетрадки, наибольшую активность в помощи проявляет Костя

Три товарища Володя вмешался в разговор трёх друзей, обсуждающих забытый завтрак одного из них

«Синие листья» Катя удивляется, почему Лена не взяла зелёный карандаш, когда Катя ей предлагала. Учитель объяснит.

«Танины достижения» Папин урок по отношению к Тане и бабушке.

«Волшебное слово» полноценный рассказ, в каком-то смысле вбирающий в себя предыдущий опыт как своей группы, так и всего сборника в целом. Также это замыкающий рассказ всего сборника (после него идёт стихотворение «Утро») и заглавие всей анализируемой книги.

В) Указано место действия: «На катке» и «В лагере». (2)

«На катке» Витя обидел девочку и извинился, почему же она продолжает плакать? ll «В лагере» полноценный рассказ группы, в котором Наташа и Муся решили на завтра искупаться, но им было предложено остаться в лагере и всем вместе помочь соседнему колхозу.

Г) В названии присутствует сказуемое: «Навестила», «Разделите так, как делили работу», «Труд согревает», «Чего нельзя, того нельзя», «Отомстила». (5)

«Навестила» подруги спрашивают у Муси, что с Валей, та охотно делится. ll «Труд согревает» нянечка сомневается не холодно ли детям будет в свитерах носить дрова. ll «Чего нельзя, того нельзя» произведение отвечает на вопрос почему Таня никогда не повышает голос. ll «Отомстила» как Катя «отомстила» Алёше за испорченные краски.

Д) В названии наречие (обстоятельство) — 4 рассказа

«Просто старушка» рассказ об идущих по улице мальчике и девочке и об упавшей старушке ll «Просто так» о том как Вова предложил Косте планер.

«Плохо» действующие лица: протагонистка, котёнок, собака и зрители мальчишки.

«Все вместе» Наташа предложила дружбу Оле, та рассказала как её видит.

Не сходятся данные: при подсчёте вместо 45 получается 44 (один рассказ рассмотрен, но не учтён под категорию)