Больше рецензий

6 мая 2022 г. 14:41

414

4.5

Считаю ли я, что Вирджиния Депант говорит исключительно мудрые вещи и объективно смотрит на каждую из описанных ею проблем? Не считаю. Её взгляды на порно-индустрию и проституцию кажутся мне весьма сомнительными и однобокими (о чём я ещё успею поговорить), а постоянные заезжанные Фрейдовские шутки про мужчин, больше всего на свете мечтающих о сексе друг с другом, к определённому моменту начинают надоедать. Испытываю ли я при этом невероятную симпатию к написанному и самой Депант? Безусловно. Уже не в первый раз я возвращаюсь к данным эссе и каждый раз я чувствую себя атакованной с первых страниц. Слог у Депант очень сильный, резкий и агрессивный. Сразу понятно: церемониться никто не будет. Депант не из тех, кому очень важно соответсвовать каким-либо стандартам, привлекать чужие (а особенно мужские) взгляды, кому бы то ни было нравиться; не из тех, кто будет аккуратно и уважительно обсуждать существующие проблемы. Она скорее сходу врывается, выбивая дверь с ноги и подтверждая, что она действительно 'панкушка', которой будет именовать себя всю книгу.



Я не нежная я не милая я не добропорядочная. У меня бывают гормональные всплески, которые вызывают вспышки агресии. Если бы я не была из панк-рока, мне было бы стыдно за то, что я такая. Что я так сделана, что не могу настолько соответствовать. Но я из панк-рока, и я горжусь тем, что у меня это не получается.

Главная прелесть данной работы для меня в том, что она открыто задаёт те вопросы, которые другие задать стесняются. Вопросы, которые периодически стесняются задать сами феминистки. Я помню, как года два назад меня буквально выбил из колеи взгляд Депант на девушек, переживших изнасилование.



Это неизбежный риск, который женщины должны учитывать и принимать, если хотят выходить из дома и свободно передвигаться. Если с тобой это случилось, встань, отряхнись и иди дальше. А боишься - сиди дома с мамой и занимайся своим маникюром.

Поначалу для меня это звучало дико и мало чем отличалось от сексисткой риторики. Со временем этот взгляд стал одним из центральных ориентиров для меня в разговорах об изнасилованиях. Речь здесь не о том, кто больше и кто меньше виноват - речь скорее о том, как общество обычно относится к жертвам изнасилования. Сексисты любят обвинять их в распущенности и следить за каждым их последующим шагом, говоря: 'Раз она оправилась, значит не так уж сильно ей не понравилось'. Феминистки любят использовать похожую риторику, а любимейшей фразой являются слова 'Ей навсегда сломали жизнь. Она никогда не сможет справиться с этим'. Чувствуете похожие нотки? Пусть обе стороны используют один и тот же аргумент с совершенно разными целями, лучше не делает никто. И та, и другая сторона намекает жертвам изнасилования на то, какими они должны быть и как должны себя вести.

Я не пытаюсь сказать, что изнасилование - это несерьёзно. Это безусловно травма. И травма безусловно отвратительная Но почему-то мы всегда хотим верить в хорошее будущее для людей, которые пережили войну, убийство близких, ограбление, абьюз. При этом никто не хочет верить в то, что жертвы изнасилования смогут жить дальше. Все пытаются вылепить из них мучениц, павших ниже, чем кто-либо когда-либо падал. Мужчины - как ещё один способ контроля, женщины - как некий символ своей борьбы. Вдобавок к этому, некоторые ещё и верят, что это как-то поможет ситуации и сделает кому-то лучше. Верят, что делают благое дело для общества.

Факт в том, что есть люди с совершенно разным складом психики и характера. Факт в том, что каждый переживает травму по-разному. И факт в том, что оправиться можно от чего угодно. В этом кроется одна из причин, почему женщины так часто молчат о подобных преступлениях - они боятся, что с этого момента станут исключительно этим преступлением в глазах людей. Исключительно жертвой, которой до скончания веков придётся носить закрытую одежду и прятать глаза. Страх, что общество никогда не позволит им жить дальше. Для меня всегда останется непонятным, почему даже феминистки неосознанно пытаются определять жертву тем, что с ней случилось. Все мы знаем, что подобный риск существует. Все мы боимся, когда ходим ночью по безлюдному переулку. Мы учимся жить с этим риском. Общество же отчаянно пытается навязать нам, что мы не имеем права на жизнь после случившегося. Раз уж во время самого процесса предпочли не умереть и не сопротивляться - значит компенсируйте жизнью в монастыре. Только вот неспособность защититься - ещё одна выученная модель, которая только подкрепляется мученическим образом жертв.

Зато у нас есть Вирджиния Депант - девушка, пережившая отвратительное событие, но так и не переставшая ездить автостопом. И я считаю, что это потрясающе.

Далее, опять же из личного опыта, мы читаем мнение Депант о проституции. В целом, своё мнение касательно данного вопроса я составила ещё после прочтения Revolting Prostitutes . У Депант почерпнула ещё одну интересную мысль про тенденцию виктимизировать женщин. Проститутки - ещё один слой населения, который в один голос любят виктимизировать и сексисты, и феминистки. У каждого есть желание отделить их от остальных людей, приписать им общие черты, при этом никто не делает того же самого с мужчинами, покупающими их услуги. Эти мужчины бывают разными - преступниками, семьянинами, отчаявшимися подростками. Проститутки же все совершенно одинаковы. Посмотрите любой фильм, вскользь их демонстрирующий - одни и те же образы. Либо бесчеловечные, либо образы жертв. Потому что быть 'хорошей' продавая секс за деньги можно только если ты - жертва обстоятельств, проданная в рабство. Тенденция на ограничение женской сексуальной свободы здесь определённо присутствует.

При этом, как мне показалось, Депант смотрит на проблему весьма однобоко, скорее демонстрируя взгляд либерального феминизма. Тут успели проституцию сравнить и с типичной моделью брака, и назвать чуть ли не главным методом освобождения женщин и разрушения навязанного института семьи. При этом я не очень понимаю, как освобождать женщин может работа, которая и возникла из угнетения женщин и из того, что мужчины чувствуют себя имеющими право на покупку чужого тела. Проституток я никогда осуждать не буду - у них есть свои причины выбирать этот путь и менее человечными или достойными они от этого не становяся. И опыт у них совершенно разный. Но сама система - прогнившая и отвратительная. И это сложно отрицать.

Примерно это же хочется сказать о порно-индустрии. Депант снова куда больше проходится по поверхности, вновь говоря о попытках сделать порно-актрис 'на одно лицо' и о нежелании выпускать их в обычную жизнь за пределами экрана. При этом ни слова не сказано о том, что порно-индустрия в ныне существующем виде - гигантский инструмент дискриминации женщин. Я не считаю, что на порно можно вырастить поколение насильников, но оно действительно может искажать взгляд людей на женское тело и на роль женщины в принципе. Когда девяносто процентов потенциального контента показывает женщин объектами, определённый паттерн формируется. Почему-то мы очень злились на обычное старое кино, где власть доставалась исключительно мужчинам, а женщины были их дополнением. Почему-то мы пытались с этим бороться. Почему-то мы не рассказывали, что 'При желании отыскать можно что угодно. Смотрите тогда остальные десять процентов кино. Все ведь понимают, что это просто фильмы! Занялись бы реальными проблемами'. Почему же здесь мы не делаем того же самого и куда чаще рассказываем, что 'каждый понимает, что порно - это не реальность'. Это так-то не отменяет его влияния на человеческий разум и того факта, что потребляемый медиа-контент во многом формирует наше мировоззрение.

Также тоненькой ниточкой по всей книге проходятся мысли о женской красоте. Вот они мне понравились до безумия. Депант говорит о том, как даже образ 'сильной женщины' непосредственно связан с привлекательностью. Даже сильная женщина пачками соблазняет мужчин, оборачивает на себя окружающие взгляды и ведёт себя скромнее, чем могла бы себе позволить. Я бы тоже согласилась с тем, что это похоже на своеобразную плату за эмансипацию. Мы продолжаем подсознательно ориентироваться на мужчин. Мы прекрасно понимаем, что мужчины зачастую хотят слушать только привлекательных. Даже в вопросах феминизма. Ибо в ином случае у тебя 'просто мужика нормального не было'. Я не имею ничего против желания женщин краситься, делать маникюр и носить короткие юбки - это очень даже здорово. Но мне кажется, что в данном случае мы очень редко отличаем свои желания от навязанных и очень часто слушаем то, что нам кто-то диктует. Депант же, как она сама заявляет, пишет от лица тех, кого мужчины не считают красивыми, кого мужчины не любят, кого мужчины в принципе-то не очень интересуют; от лица слишком громких, агрессивных и от лица тех, о ком никогда не снимут фильма и не напишут книги. И это мне очень нравится.

Эти эссе определённо наталкивают на размышления. Их хочется обсуждать, с ними хочется спорить, иногда хочется агрессивно соглашаться. И без сомнения хочется симпатизировать Вирджинии Депант.



На этом салют, девчонки, и счастливого пути...

Комментарии


Клаааасс... Потрясающий анализ.
А как вы думаете, это именно мужчины навязывают необходимость быть привлекательной? Ведь привлекательным женщинам легче получить желаемое и у женщин тоже...


Большое спасибо!

Однозначно ответить сложно. Так-то привлекательность связана с определёнными привелегиями для обоих полов. Это уже на уровне нейробиологии заложено: человек подсознательно куда больше склонен доверять тем, кто ему внешне привлекателен, этим все мы грешим. (Конечно, иной вопрос в том, почему именно женская привлекательность связана с таким количеством калечащих практик и 'обязательных' модификаций). Так что охота других женщин больше доверять привлекательным женщинам может быть обусловлена этим. При этом в некоторых ситуациях вылезает определённая подсознательная злость. Мол: 'Я всю жизнь училась нравиться мужчинам и выглядеть так, как от меня требуется, а теперь появились какие-то феминистки, которые рассказывают, что я могла жить по-другому'. В основном те женщины, которым действительно нравится чрезмерно заботиться о своей внешности и которые делают это искренне, спокойно воспринимают чужое решение этого не делать. А когда в дело подключаются те, кому это навязали и кто подсознательно из-за этого страдает и кому на самом деле этого не хочется - тут уже рождается чувство внутренней несправедливости. Так что было бы вообще идеально, если бы все умели делать со своей внешностью то, что им хочется и не мешать тем, кто делает по-другому. Но, увы, не в идеальном мире живём.
Корни всё равно лежат во многовековом угнетении и в том, что навязывалось скорее мужчинами. Как способ занять головы женщин чем-то другим и отвратить их от 'мужских дел', как способ присвоить женщин себе и сделать их чем-то вроде аксессуара и дополнения. Но корни сексизма - это уже совсем другая дискуссия и здесь тоже можно ещё очень далеко копать.


Да, всё так - и что интересно, мужчины могут получить желаемое принуждением, если им это хочется получить чужим трудом, и никто им ничего не скажет. А женщинам приходится быть привлекательными, чтобы получить то, что хочется, без собственного труда. То есть мужчина активную роль занимает, а женщина всё равно поставлена в рамки бытия аксессуаром.

Хотя и мужчина может быть красивым и милым, чтобы получить то, что хочется, без собственных усилий. Но у него есть другой путь, а у женщины нет.


Именно так. Даже феминистические идеи часто пытаются прижать именно давлением на внешность, мол все вы тут страшные и от этого на мужчин обиженные. Как будто внешность по умолчанию должна быть для нас чем-то святым и формирующим любые мнения и взгляды. Как будто нас это должно заботить настолько, что мы тут же откажемся от любой борьбы и пойдём налаживать привлекательность. Забавно, но мужчины, видимо, действительно в это верят. И эти архетипы 'страшных и обиженных' очень сильно укореняются в культуре. Потом и сам невольно начинаешь радоваться, если от лица женского движения говорит кто-то, соответствующий стандартам красоты. Радоваться как некому способу показать мужчинам, что они не правы и что их стереотипы глупы. И это всё один огромный круговорот. К любой сфере жизни можно приплести.

Так что продолжать давить на привлекательность - это очень выгодно и очень даже неплохо работает. Во многом такой смысл изначально и был: пока женщины бегают по магазинам, мужчины строят мир. Даже любой вид искусства заполнен мужчинами-творцами и женщинами-музами. Поэтому первых и начинают судить за действия и достижения, а вторых - за внешний вид и покорность. И в обществе возникает желание любой женщине поставить диагноз исходя из внешнего вида.

Привлекательным мужчинам тоже жить легче, чем непривлекательным, и их тоже можно дискриминировать по этому признаку. Но для общества мужчина всегда может получиться 'некрасивым, зато талантливым'. А любые труды женщины всегда напрямую будут анализировать исходя из того, насколько она некрасива и насколько в связи с этим обижена на мир.


Да. А если мужчин начать дискриминировать на их территории - по признаку нищеброд/неудачник или нет, то опять же мужчины взрываются и агрессивно спорят. А женщины, которым скажут, что она непривлекательная, молчат и уползают в угол зализывать раны.


И интересный вопрос относительно отношения других женщин (и мужчин, кстати, тоже) к решению женщин не тратить усилия на увеличение своей привлекательности. Отношение со стороны большинства в патриархальном обществе, где привлекательность является способом (для некоторых единственным) заработка, к женщине, отказывающейся её поддерживать, - как к тунеядке, не желающей работать.


Да, ещё очень любят выверенную схему, когда появлется какая-то бьюти-практика, женщины начинают ею увлекаться, а спустя время она становится по сути 'частью гигиены'. Как, к примеру, бритвы, которые женщинам начали рекламировать исключительно с целью получения прибыли. Теперь же женщина, которая выбрала не брить ноги, за собой не следит и базовую гигиену не соблюдает. Хотя это ни разу не базовая гигиена.
И отсутствие косметики уже тоже частенько воспринимается как неуважение к окружающим и нежелание следить за собой. Логики нет, и всем это вроде как понятно - после пары разумных аргументов сразу сдаются. Но верить в эту ерунду, которую сами выдумали, продолжают.

Так-то можно было бы и сказать, что пусть себе тратят время на бесполезные попытки объяснить нам, что такое женственность. Пусть питаются своей желчью, защищают друг друга от нападок и при этом нападают на нас.
Только вот женщины действительно это слушают и внимают, а порой начинают нападать вместе с ними, что очень грустно.


Дааа, вот именно отношение женщин ко всем этим историям удивляет. Как будто то, что говорит мужчина, по умолчанию имеет огромный вес, и уж во всяком случае больший, чем сказанное женщиной.


К сожалению, именно такой взгляд и бытует в обществе. Если не осознанно, то хотя бы подсознательно. Остаётся только верить, что ситуация будет постепенно меняться. Во всяком случае у женщин уже сейчас куда больше прав об этих проблемах говорить, чем было раньше. И прав действовать тоже больше


Да, мы многого добились. Но недостаточно именно из-за самосаботажа. Права геев и чёрных их представители активно и яростно защищают, поэтому очень многого добились буквально за 20 лет. А женщины вместо ярости то подхихикивают, то вообще встают на сторону притесняющих. Поэтому хотя борются за свои права уже полтора века, добились меньше, чем другие притесняемые.


Да, у женщин в этом вопросе поменьше единства что ли. Нас ведь в целом очень долго пытались натравить друг на друга, рассказывать, что женской дружбы не существует, заставить соперничать. В это оно частенько и выливается. Многие в целом до сих пор не могут признать, что существует какое-то угнетение по отношению к ним, так как, особенно сейчас, очень многие формы дискриминации навязываются подсознательно. Можно очень долго жить и думать, что так оно и должно быть. Вроде живём, на работу ходить можем, можем голосовать, что ж ещё надо?
Тут ещё много работы по снятию розовых очков предстоит