Больше рецензий

13 апреля 2022 г. 18:57

190

4 «Они не держались за руки. Они не были вместе. Но они были влюблены. Влюблены в Париж»

<Я просто посмотрела на часы, а там — осень...>

Если преодолеть рваное отрывочное повествование первых страниц, то попадаешь в репортаж о том, как молодая художница из Питера Лиза Богославская отправилась покорять Париж. Со всеми вытекающими опасностями для девушки, путешествующей автостопом, без особых средств к существованию и без связей. Но нет, это не мрачная социальная драма, не руководство по эмиграции и не красивая история о том, как всё здорово «там», не то, что «тут». Это честный дневник путешествий и бытовых заметок о жизни. Главная героиня не смакует трудности, но и не скрывает их. Да, ей приходилось голодать, рыться в помойках и подбирать на улице брошенные вещи, ютиться в скотах и у своих дружков и любовников, десятки раз переезжать, столкнуться со всеми опасностями жизни нелегала, и да, у неё были свои резоны оборвать связи с оставшимися в России родственниками. Однако главное всё же того стоило— это стремление к свободе, к самовыражению, желание взять судьбу-злодейку в свои руки и жить эту жизнь так, как хочется, так как мечтается. От текста так и веет молодостью и бесшабашностью. Да, у Лизы не было разработанного плана, надёжных связей и финансовой подушки безопасности. Но была мечта — окунуться в мир искусства, дышать вольным парижским воздухом, творить, наблюдать и, несмотря на все трудности, любить.

О чём-то подобном когда-то мечтала одна часть меня — уехать куда-то далеко, жить без привязки и без оглядки на прошлое, быть окруженной творческими людьми, скитаться, но не пропасть, влюбляться в города, бежать легконогой походкой по неведомым улицам... Или, может, я бы хотела иметь такую вот подругу (или хотя бы читать её блог) — невероятно жизнелюбивую, влюблённую в Париж, в природу, в людей, в красоту, дышащую искусством. Отчасти я бы хотела сама быть такой — лёгкой и жизнестойкой, смелой и свободной...

Это всё об ощущениях. А теперь немного о структуре. Повествование от автора без каких-то особых художественных изысков сменяется лиричными и по-фраевски уютными отрывками из дневника самой Лизы. А потом - её письма, всё так же наполненные красотой и любовью, акварельными набросками будней и карандашными портретными зарисовками прохожих. И эти непоследовательные, разрозненные истории собираются в общую картину. И вроде никакого сюжета, просто мозаика жизни, но оторваться невозможно.