Больше рецензий

2 апреля 2022 г. 14:10

50

5 Психоистория как "настоящая" наука об обществе

Классическая трилогия по сути художественно повествует о том, как после кризиса и упадка общество "по новой" вынуждено проходить всю свою социальную историю (но с сохранением довольно высокого уровня научно-технического задела). История общественного развития заключается в последовательной смене формаций - от довольно варварских королевств до олигархии и империализма как высшей стадии капитализма. На каждом этапе общество сталкивается с объективными (и поэтому прогнозируемыми) вызовами своей эпохи, которые успешно разрешаются современниками при помощи подсказок дирижера процесса эволюции - гениального ученого Гэри Селдона, марксиста, создателя науки "психоистория", с помощью которой он в предверии упадка разработал тысячелетний антикризисный план.

История интересная, хотя научная часть современному читателю может показаться несколько наивной.

В плане непосредственно технологий основной акцент сделан на перспективах покорения мирного атома. Автор, как правило, не сильно вдается в подробности принципиального устройства приборов будущего и просто добавляет слово "атомный" к привычным для читателя середины XX в. вещам (так, домохозяйки будущего нарезают батон хлеба атомным ножом, а торговцы пересекают пространство между населенными пунктами на атомных кораблях). В принципе, в этом есть и свой плюс, учитывая тот факт, что создается пространство для фантазий самого читателя из любой эпохи (я с любопытством начал представлять, как может выглядеть атомный нож). Кроме того, для большинства читателей описание технологий будущего глазами фантаста в ущерб самому сюжету может показаться скучным.

На мой взгляд, психоистория является более слабым местом трилогии. В то время, когда автор писал роман, многие (в т.ч. среди членов академического сообщества) разделяли крайне оптимистичные ожидания, что социальные науки в самое ближайшее время перейдут в состав "настоящих" наук - т.е. станут близки по своей методологии и точности к естественнонаучным дисциплинам. И психоистория наглядно выражает чаяния Азимова, что математизация и внедрение статистических методов позволят избавиться от ненужной идеологии и нормативных элементов и получить эффективный инструмент прогнозирования. В этом смысле "психоисторики" рисуются как такой универсальный ум, рисовавшийся научной фантазии Лапласа, который в состоянии учесть ключевые общественные процессы и предугадать результаты их взаимодействия. Но и современная наука не может похвастаться таким уровнем даже близко. Смогут ли справиться с этим наши потомки, остается большим вопросом. И дело не столько в перспективах развития математических методов, сколько в том, что многие споры в социальных науках имеют по сути идеологический окрас и нормативную компоненту и не могут быть однозначно сведены к задаче, которую можно разрешить при помощи крайне сложного "интеграла Азимова".

Резюмируя: считаю книгу прекрасным развлечением. Рекомендую к прочтению.