litera_s

Эксперт

по задиранию носа

21 марта 2022 г. 18:51

950

4 стремясь вылечить бешенство других, я сам с ними сойду с ума

Есть у меня привычка, которая обычно лишает покоя. Суть её такова: я обожаю закапываться в какую-нибудь тему до самого ядра, до дна, до начала начал. Вот только вместо системного получения информации, получается вечное брожение по метафорическому лабиринту с попыткой изучить ВСЕ его ответвления. Что по определению физически невозможно.

В этот раз та же история. Читаю «Утопию», зная что Томас Мор считается автором термина (от греч. ou не, нет, и topos место). Успела вспомнить одно, третье, десятое. Сокращенная цепочка вглядела бы вот так: Платон (и древние греки) — Библия— Классическая утопия (Мор, Кампанелла, Бэкон, Бержерак) — Энгельс — Четвертый сон Веры Павловны (Чернышевский) — Антиутопия (Замятин, Оруэлл, Хаксли, Брэдбери, Барнс, Толстая, Сорокин). Хочется прочитать и изучить всё.

Опираясь на «Государство» Платона и обращаясь к трудам целого ряда знаменитых и не очень мыслителей, философов и просто увлеченных людей – Вергилию, Гомеру, Лукану, Мортону, Цицерону, Теренцию, Сенеке, Тациту, Эпикуру, Плутарху и др.) Томас Мор, юрист в настоящем и монах в прошлом, после обсуждения со своим близким другом Эразмом Роттердамским, решается написать и впоследствии издать сочинение, подзаголовок которого гласит:

Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государств и о новом острове Утопии

Во вступлении Мор шлёт привет ещё одному своему другу и соратнику, Петру Эгидию. Где, по соображениям возможной цензуры относительно данного труда, сообщает, что ему не надо ничего придумывать, а достаточно только передать содержание длительной и серьёзной беседы со своим новым знакомым – Рафаилом Гитлодеем, опытным путешественником, который на поверку оказывается личностью выдуманной и призванной защитить автора. После чего идут две книги-беседы, в которых подробно описываются проблемы современных государств и приводится пример идеального государства на о.Утопия.
То что в XVI в. выглядело как утопия, сейчас принимает очертания патриархальной секты: "...во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим.", "Но обязанность варки и приготовления пищи и всего вообще оборудования обеда лежит на одних только женщинах, именно – из каждого семейства поочередно." Общинный строй и отсутствие частной собственности – раз нет ничего твоего, то и нечего накапливать/красть (всё думаю об Энгельсе, можно ли такое устройство назвать государством?). К драгоценностям с детства вырабатывают отвращение, а золото и серебро используют для создания кандалов и цепей для рабов и провинившихся. Что мне кажется странным выбором, т.к данные металлы в чистом виде являются одними из самых мягких на Земле. Или в связи с тем, что последствия побега для рабов и приговорённых в достаточной степени страшны, "символизма" такого облачения достаточно, или история умалчивает что в процессе ковки их смешивают с другими. Многие установки работают только в связи с тем, что основная масса утопийцев живёт в своём государстве и не особо сведуща о жизни за его границами. Путешествия дозволяются только с разрешения сифогрантов и траниборов, и то действует условие "если в них [людях]не встречается никакой надобности", что в связи с распределением ролей и занятий является почти невыполнимым условием.

Мор предупреждает читателя, что наши взгляды на обычаи и уклады утопийцев могут отличаться. Но их основные тезисы кажутся мне общепризнанными для многих: хорошо то государство, в котором нет нужды, власть избирается народом, а войн желательно избегать.

Долгая прогулка, ОТРУБИ

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!