Больше рецензий

23 февраля 2022 г. 11:08

247

5 Философический Акимушкин


С оккультной точки зрения в половой жизни любых существ заключается духовная Любовь.
(Роберт Пуцек. Семнадцать животных. С. 165)

В эссе Роберта Пуцека примерно поровну описаний окружающей автора деревенской природы, цитат из старых книг и размышлений о жизни, старости и смерти. На такую книгу не напишешь обычную рецензию – с пересказом сюжета и перечнем главных героев. Книга вроде бы бессюжетна, вроде бы без сквозной линии, соткана из паутины наблюдений, чувств и философии.

Поначалу и сами эссе кажутся хаотичными, но потом видишь логику выстроения каждого из них: сначала этюд о живой природе «под ногами» автора, потом постановка вопроса из мира животных и насекомых, затем цепочка размышлений с привлечением древних и старых авторов и – разгадка. Логика у автора железная, поиск и аргументация выстроены драматически, с короткими интермедиями, нагнетающими интеллектуальный саспенс… Ну да, это маленькие интеллектуальные детективные этюды.

Основной предмет эссе – живая природа. Пуцек ставит интересные вопросы, чаще всего о репродуктивной системе и поведении животных и насекомых, к чему, видимо, подталкивает отшельническая жизнь у подножья Свентокшиских гор*. Все биологические истории Пуцека весьма занимательны; можно сказать, что книга – офилософленный Акимушкин**, но нет, скорее, это – обакимушкиненная философия. Да, именно так. Ну, или неразрывное целое, акимулософия.

Пуцек бьёт с умыслом в одну цель. В какую? В первом эссе он вскользь говорит о несостоятельности эволюционной теории Дарвина, а одно из последних посвящает критике эволюционизма («Обезьяна»), после чего идут эссе о любви, коллективизме, религии («современная Церковь (…) увязла в грязи этого мира»), чудовищности городской цивилизации (по сравнению с сельской жизнью), о собаках, рвущихся обладать разумной душой… Человеческие проблемы на религиозном основании, чего Пуцек и не скрывает: «Подаренная Иисусом Христом заповедь Любви, краеугольный его камень, – лучшее, что могло произойти с нашей Землёй. Вот только христианство в этом мире делает ещё только первые шаги, и уж точно не по дворам Ватикана» (с. 172).

Важная часть аргументации Пуцека – эзотерические науки***, откуда он берёт интересные выводы. Их источники он не указывает, а пишет в таком роде: «Согласно древнему гнозису тайных наук, животных можно рассматривать как человеческие страсти – они, словно жидкое литейное железо, выскочили из формы человека – или, точнее, Прачеловека – и, застывая, приняли определённый вид. Затем они изменялись в рамках процесса, который я назвал бы горизонтальной эволюцией (…) Эти изменения проходили довольно ограниченно, а не так необузданно и уж точно не по вертикали, как в сказках Чарльза Дарвина. По этой причине эзотерики относятся к животным как к выродившемуся потомству древнего человечества» (с. 15).

Сверхзадача книги – христианско-эзотерический посыл, выраженный в занимательных интеллектуальных историях. А поскольку форма эссе – вопросы и ответы, то получается своеобразный катехизис от Пуцека (есть идея отдайджестировать его в форме жанровой рецензии).

Все эссе объединяет интонация. Она у Пуцека особая – лирически-циническая. Она завораживает, к ней привыкаешь, её безошибочно угадываешь. Лиризм выводится из жизни в глухой деревушке и возраста автора. Цинизм естественен для натуралиста, изучавшего строение тел и повадки тех самых существ, о которых он как будто пишет. Плюс тот мощный интеллектуальный клей, который склеивает воедино рассуждения автора и мысли, выбранные из текстов последних двух тысяч лет. Ну и… еще некоторое тщеславие автора, любующегося своей эрудицией натуралиста и книгочея. Это тщеславие не переливается через край, оно хорошо уравновешивается всем остальным, поэтому оно – не недостаток, а скорее приправа к блюду.

«Семнадцать животных» не следует читать на ходу – не тот случай. Лучше всего – вечером, перед сном, по одной главе, смакуя мысли, впадая в медитативный транс, плавно перетекающий в безмятежный (или мятущийся) сон…

Отдельное спасибо переводчику Ольге Морозовой, художнику Н.А. Теплову за обложку и издательству Ивана Лимбаха за оформление и типографику. Книга образцовая.

------------------

*) Свентокшиские горы («горы Святого Креста») – горный хребет в Польше, наиболее высокая часть Келецко-Сандомежской возвышенности; протяжённость хребта – около 80 км; высшая точка – гора Лысица (612 м).
**) Игорь Акимушкин – автор 96 научно-художественных, научно-популярных и детских произведений о животных. Наиболее известной публикацией автора является шеститомная серия «Мир Животных» (1971–1975, 1981). В честь Акимушкина назван вид кальмаров Cycloteuthis akimushkini, описанный в 1968.
***) К эзотерическим учениям относят: магию, алхимию, астрологию, гностицизм, каббалу, теософию, суфизм, йогу, ваджраяну (буддийский тантризм), масонство, антропософию, мондиализм. Наиболее известные эзотерики ХХ века: Елена Блаватская, Рудольф Штайнер, Георгий Гурджиев, Макс Гендель, Менли Палмер Холл, супруги Рёрихи, Карлос Кастанеда. В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально; метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан. (Википедия)