Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2013 г. 19:59

1K

4

Об этой книге не рецензии, а диссертации писать нужно. Я старалась, читала, читала, но ничего так и не поняла, точнее поняла, что ничего не понимаю, но получаю от этого невообразимый кайф. Садомазохизм какой-то, - этот галлюциногенный реализм Мо Яня. Хотя по мне так это чистый постмодернизм. Правда я сужу с европейской точки зрения, а как у них там на Востоке с постмодерном - не знаю. Сразу ощутила серьёзную брешь в университетском образовании - ни восточную философию, ни восточную литературу мы не изучали. По мне так это серьёзное упущение. Но мы же Россия, якобы европоцентричная страна! Хотя как же русские похожи на китайцев, а китайцы на русских - по мне так одно лицо. Страна вина одна. Родственная.

Что-то я совсем о другом. Вернёмся к книге. "Страна вина" - это по сути своей непотребное произведение, содержащее в себе множество секса, насилия, еды и поедания всяческих "деликатесов" вроде младенцев (здравствуй, Рабле! ты до такого и не додумался!), женщин-истеричек, карликов (привет, дорогой Грасс! твой Оскар с МоЯневскими карликами и рядом не стоит - духовным ростом не вышел) и прочих нелицеприятных моментов типа смерти следователя Дина Гоуэра в сточной канаве с дерьмом (и вас помянем, уважаемый Бахтин, с вашим разбором народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса: что рот, что другое отверстие - всё одно). В связи с Бахтиным стоило бы назвать "Страну вина" гротескным реализмом, да уж нет, другое здесь, другое.

Мо Янь воплощает в своей книге восточную народную культуру, беря за основу различные древнейшие легенды. Но легенды и вся эта народная культура оказываются сдобрены коммунистическими лозунгами Мао Цзэдуна и приправлены детективным сюжетом, а также любовным сексуальным романчиком. (Намешал, что диву даёшься - ядреная постмодернистская смесь!) Кроме того, весь роман - это ода вину во всевозможных его проявлениях. Вино исследуется со всех сторон: и как его готовить, и его история, и какие религии как к нему относятся, и как оно описано в китайских легендах, и какие рецепты его можно изобрести, и к чему оно может привести - к оргазму, к просветлению, к смерти в сточной канаве, - словом вино исследовано от и до, и даже поперек, и вглубь, и вширь, и наискосок.

А какая у романа структура! Мо Янь, этакий хитрец, пытается в своей книге написать про то, как создаётся эта самая книга, как она пишется. Для этого он вводит в повествования самого себя - и в результате у нас имеется "Мо Янь - автор" и "Мо Янь - герой". Повествование романа "Страна вина" он прерывает письмами Ли Идоу, Кандидата, изучающего вино, который называет себя учеником Мо Яня и пишет великому писателю с той целью, чтобы тот прочитал и оценил его рассказы, - а также письмами "Мо Яня - героя", который в свою очередь критикует рассказы Ли Идоу и рассказывает о том, что задумал книгу "Страна вина". Кстати, рассказы Ли Идоу вы тоже получите удовольствие прочитать, т.к. они в книге также приведены. И, кстати сказать, ученик в какой-то момент даже превосходит учителя в художественности своих произведений. Хотя, какой ученик? какой учитель? Книга ведь одна! Или не одна?..

В общем, читайте (или пейте, кому как нравится) книгу "Страна вина" и наслаждайтесь своим замешательством. Оно гарантировано. И будет его немало.

Спасибо Cedra за совет в игре "ТТТ". Сразили наповал =)

Комментарии


Рада, что Вам понравилось! :)
У меня, если честно таких восторгов не было, наверное потому что были совсем другие ожидания... в общем была совсем не готова морально к такому сюрреализму :) Но вторая книга Мо Яня ждет на полочке, говорят она лучше, даже сам Мо Янь считает её своим главным произведением! Тут уже я буду готова и распробую всё как надо, под нужное настроение и нужный настрой >:)

Советовать было боязно, сами понимаете, литература специфичная, не каждый оценит))) тем более приятно, что попала :)


Я уже тоже нацелилась его последнюю книгу прочитать.


В "Стране вина" я увидел очень много гротескно-бурлескных мотив, которые очень близки постмодернизму и неосимволизму. Действительно, этот роман представляет постмодернизм Востока, но, впрочем, в нем есть нечто от Маркеса, и как мы уже говорили, Грасса. Но мне кажется, "Страна вина" несет куда больший смысл, чем простой чудаковатый роман. Мо Янь пытался рассказать нам о своей стране, о падении Китая.

К примеру, вспомните пожалуйста фрагмент, когда карлик сбегает из "детского сада" и бежит по лесу. Мо Янь называет его Дьяволом. И во что одет этот Сатан? В красный плащ. Как по мне, эта сцена являет собой пример гениального завуалированного символизма: писатель мощно, безусловно жестоко, уничтожает все идеи правящей верхушки Поднебесной. Ведь в этом карлике, уроде, мы видим прогнившую часть общества. И это общество-дьявол, закутанное в красные коммунистические тона, бежит на встречу с хаосом. Как по мне, это гениально!


Я, к сожалению, очень плохо знаю историю Китая (точнее, не знаю вовсе), чтобы находить в романе какие-то аллюзии. Поэтому в полной мере романом насладиться не смогла - в связи с отсутствием необходимых знаний.

А так нутром чувствую, что роман гениальный. Просто не доросла, что уж тут поделать.


Меня тошнит от этой книжонки. Пытаюсь понять - стоит ли дочитывать. Спасибо за рецензию.


Меня тошнит от этой книжонки.

По-моему, совершенно естественная реакция.


Сочетание слишком необычное - помимо самого текста еще и Нобелевская премия с китайцами. Что-то мешает забросить эту книгу на растопку майских шашлыков.


не сомневайтесь,эту книгу полностью выполнил писатель Мо Янь,в частности рассказы Ли Идоу-одного из персонажей данного произведения. :)