Больше рецензий

24 апреля 2013 г. 19:20

606

3.5

Я люблю славянское фэнтези. Заграничных эльфов-гномов-волшебников я тоже обожаю, но свои роднее. Только мало авторов пишут в этом стиле.
И еще меньше авторов, которые смогли оставить след в моей памяти и моей душе, такой неравнодушной к фэнтезийному жанру.
Никогда не соглашалась с мнением, что фэнтези литература несерьезная и чисто развлекательная. Хороший автор может все. И историю, трогающую все струны души, рассказать, и глубину характеров своих персонажей раскрыть, и смысл заложить. Ведь от количества магии и выдуманных мифических существ суть дела не меняется. Только антураж меняется вокруг рассказа.
Для меня это первая книга Ольги Григорьевой. Её часто сравнивают с другой мастерицей жанра – Марией Семеновой. Но они разные.
*Колдун* - одна из книг, в оценке которых очень трудно уложиться в 5-бальную систему.
Я долго не могла решить какую оценку ей поставить. Решила сравнить плюсы и минусы.
Начну с минусов.
1. Мне кажется, надо издателям уточнять, что это все-таки не типичное славянское фэнтези. Это больше религиозно-христианское фэнтези. А такое количество божественного налета мне было вынести трудно. Даже эпиграф взят из Библии - "Претерпевший же до конца спасется". От Матфея св. благовествование.
2. Следующий минус опять связан с религией. В книге описывается столкновение старых верований на Древней Руси и зарождающегося христианства. Причем автор недвусмысленно подвела в финале черту, что все убийства, подлости и злодейства, совершенные героями, которые по каким-то соображениям приняли новую веру, или эту веру используют в своих интересах, получили такой всепрощающий хеппи-энд и надежду на новую жизнь. Герои же старой веры, которые творили аналогичные деяния, расплатились по полной программе. Т.е. во имя новой веры все можно и все прощается, а другим нельзя. Интересная точка зрения, но для меня лично неприемлемая.
3. Меня бесила одна любовная линия на протяжении всей книги. Автор росчерком пера превратила женщину в настоящую подстилку, для которой любимый мужчина стал чуть ли не божеством. Ноги об нее вытирал, издевался, в грош её не ставил, в душу плевал, разве что ошейник не надел, а она, как верная собачка, за ним и в огонь, и в воду. Противно было это читать. Любовь, конечно, все стерпит, но даже в такой ситуации должен быть предел. Как жить без самоуважения я лично не представляю.
4. В принципе, как я поняла, Ольга Григорьева интересуется подобными отношениями *Хозяин – Раб*. Уж слишком многих своих героев она наделяла ужасающей фанатичной преданностью. Но на этом кошмарном фоне все же были персонажи более разумные, симпатичные, со своими принципами и убеждениями. Прямо свет в окошке на фоне рабской зависимости остальных.
5. Переборщила автор и с описаниями женских персонажей – кого не возьми, у всех губы пухлые, припухшие, опухшие и т.д. ) Хотя я ж не мужчина, оценить масштаб эффекта не смогла, может это на чей-то взгляд и сексуально выглядит. А меня на *ха-ха* пробивала каждая очередная встреча с опухшими женскими устами в тексте. Может пчелы героинь кусали или заехал кто от переизбытка чувств и эмоций ? Черт их знает ) И не обрадовало меня, что мужские персонажи удались намного лучше женских. Получилось, что мужчины такие разносторонние, многослойные, а женщины примитивные и плоские создания.

Теперь плюсы.
1. Это, конечно, красивый язык. Пишет Григорьева хорошо, много слов использует из старого наречия. Описания природы, сравнения, аллегории – все очень вкусно выглядит и читается легко и с интересом.
2. Процентов 75 книги нареканий почти не вызывают. Это пока еще автор своих персонажей не уводит окончательно в религиозные дебри. Поначалу у каждого персонажа в душе такая мешанина... Слаб человек, в определенных условиях способен на все.
Князья, ради власти, идущие на братоубийство. Столкновение веры новому Богу и старым Богам. Боги используют людей и нежить. Люди используют Богов в своих интересах. До момента, когда читателю крадучись и исподволь не начинают навязывать религиозные предпочтения и делить персонажей даже не на хороших и плохих, а на достойных прощения и надежды и недостойных, даже не знаешь к чему придраться (звучит так, что я специально искала поводы для придирок ))) но это не так – они сами потом нашлись, добровольно и открыто ))
3. Колоритные персонажи с очень живо и сочно прописанными характерами.
На протяжении всей книги отношение к героям меняется, они предстают в разном свете, время и опыт ломают их.
Егоша-Выродок. Вначале обычный, глуповатый паренек. Как о нем поговорку придумали - *Простота хуже воровства*. Он, как веточка, куда ветер подует – туда и склонится. Его характер претерпевает самые большие изменения по ходу сюжета.
Волхв Сирома и его Хозяин – старый бог Велес, Варяжко, Блуд, Настена, Полева, Добрыня, князья Владимир и Ярополк, княжна Рогнеда.
Магия плещется через край. Невиданных существ, стоящих одной ногой за кромкой, а другой в этом мире, видимо-невидимо.

Идейная религиозная составляющая, не совсем привлекательная для меня, вызвавшая негатив, перевесила красоту повествования. Но каждый читатель сам для себя решает.
Не совсем мой автор. Позже попробую почитать её скандинавский цикл.