Больше рецензий

17 ноября 2021 г. 09:18

65

4

Брал из-за библиографии Н.Ф. Чужака-Насимовича, но прочитал запоем от корки до корки. Чужака там действительно много, как и П. С. Когана (по полной использован его дневник). И Троцкого хватает, конечно, куда же без него, и Плеханова, и Фриче, и кого там еще только не заносило в литературную критику и окололитературную публицистику. Есть и про немецких, и про французских социалистов.
Очень интересная глава "о судьбах искусства в буржуазном обществе и перспективах его развития в бесклассовом будущем". Да и вообще всё интересно. И параллели между Троцким и Мережковским, и история про рабочего критика Ф. Калинина, давшего отповедь "образу рабочего" в "правильной" литературе, и чудесно-пророческая цитата из М. С. Ольминского: "Хочу писать о произведении, которого не читал и, вероятно, не прочту". Слова опять же новые узнал - "эстопсихология" и другое всякое.
Чувствуется, конечно, что основной "кирпич" писался в 90-х и нулевых (по ссылкам такое впечатление) и иногда странно натыкаться на цитирование цитат из "Огонька" 1988 года, но это мелочи. Главное, понимаешь, как все было живо и неоднозначно до 1917-го. Никакой партийной дисциплины - что ни голова, то мнение, да и не одно, да и не постоянно Оно и потом, конечно, еще немного побурлило и, может даже, и посильнее - просто потому что могло себе позволить не только рассуждать, но и воплощать (и "симфонию фабричных гудков", и массовые перформансы и чорт знает что еще), но почему-то это - раннее, как-то... добрее было что ли, хотя и ругались ужасно.

Источник