Больше рецензий

Rella

Эксперт

по котикам и кофе >^.^<

10 октября 2021 г. 19:14

1K

3 Зарисовки о маньяке или реклама популярных брендов?

Творчество Романа Канушкина я открыла для себя в 2018 году, не на шутку увлёкшись его циклом "Канал имени Москвы" (рецензия на первую часть тут). Не люблю антиутопии и постапокалипсис, но Канал стал для меня действительно приятным открытием, как в этих жанрах, так и среди российских авторов в целом. Новая книга повествовала тоже не об очень приятных мне вещах: об убийствах и маньяках, но свою роль сыграла серия, в которой её издали - "Интеллектуальный триллер", подарившая ещё одну мою любимую историю - "Красные цепи". В общем, дороги сошлись, да и что могло пойти не так?

Привыкла сначала выделять плюсы книги, а потом переходить к минусам, но этот жирный минусище просто не могу приберечь на последок. Он был первой ласточкой, сильно подпортившей отношение к книге. Уже не помню, сколько я заплатила за свой томик печатного издания, но если вбить название книги в поиск, то сейчас она стоит что-то около 500 рублей. Суперобложка, правда, довольно лаконичная, белая бумага - оно бы того стоило, но... То самое пресловутое "но". В книге огромное количество орфографических ошибок и опечаток! Всего в печатном издании 608 страниц и, примерно через каждые 2-4 странички, ты встречаешь перепутанные буквы в словах, раздельное написание, где оно должно быть слитное и т.д. И ладно бы книга печаталась в авторском варианте, но у неё целых 3 редактора (разной степени ответственности). Так почему же, товарищи редакторы, в печать была пущена такая халтура? Это правда очень неприятно. Одну-две незначительные описки можно понять - человеческий фактор (но всевозможные компьютерные программы для редактирования текста куда смотрели?!). Но, блин... По две ошибки на одной странице, да ещё на важном сюжетном моменте, безумно мешали на этом самом моменте сосредоточиться. Всё ещё обидно, что крупнейшее издательство, подмявшее под себя всё и вся, так неуважительно относится к тому, что из её стен выходит (меня уже как-то бомбило от ошибок в книге Елены Звёздной). Уф... ладно, подотпустило, вернёмся к книге и её смысловому содержанию.

Сюжет вращается вокруг популярного автора, который пишет под псевдонимом Микола Васильевич Форель книги о серийном маньяке Телефонисте. Автор на пике популярности: его книгами зачитываются от велика до мала (по-тихому, чтобы родители не знали, всё-таки "18+" сюжетец-то), по ним сняли сериал, а ещё у него появился подражатель, который стал убивать девушек, но был изловлен доблестной полицией и отправлен куда следует. Казалось бы, всё хорошо. Автор написал 4 книги, прикончил там своего персонажа, настоящего маньяка изловили - все счастливы и довольны. Однако ж страненнький, но при этом обаятельный Форель решает, что это ещё не конец. Наружу рвётся 5 книга о воскресшем Телефонисте, а вместе с ней возвращается и маньяк. Шок! Кто он? Ещё один подражатель? Слетевший с катушек автор, привыкший быть всегда один? Или полиция изловила не того?

Маньяки, их безумный мир, порождённый подсознанием, давно является предметом изучения, а также вызывает интерес у огромного количества писателей, сценаристов и других деятелей искусства. Можно сказать, что эта тема всегда на хайпе. Этим-то и пытался воспользоваться Канушкин. Получилось, на мой взгляд, очень посредственно. Да, автор умеет приковывать читателя к сюжету. В какие-то моменты атмосфера была очень напряжённой, обстановка гнетущей, хотелось поскорее узнать, что же будет дальше. Жаль, только таких моментов было очень мало, а потом и вовсе пошёл слив всего: событий, героев, диалогов.

Во-первых, было непонятно, почему же маньяка прозвали Телефонистом. Звонил и дышал в трубку, а потом задвигал речи, стилизованные под механический голос? Так это избитое клише и встречается в десятках других произведений. Гораздо более важно было то, что он выкладывал видео с убийствами в сеть, а иногда и снимал прямые эфиры. Его бы каким-нибудь Влоггером или Стримером нужно было назвать. Начало книги всецело посвящено отрицанию того, что серийник вернулся. И этот момент уж очень слишком затянули. На фоне этой затянутости всплывает вторая странная деталь сюжета - наша доблестная полиция, вернее, следственная группа, которая работает над делом Телефониста. Руководит ею Сухов ("Товарищ Сухов мимо нас не пролетит и муха" - какое-то время крутилось у меня в голове), который посадил прошлого подражателя и умывал руки, но, как оказалось, рано. Собрал Сухов, с разрешения начальства, свою прошлую бригаду и давай мозгами крутить. И в этом весь фарс повествования. Мы видим не матёрого следака и его крутых спецов, а каких-то картонных статистов из массовки. И дело даже не в том, что маньяк раз за раз водит их за нос, его никто не видел, его не удаётся поймать, а в нелепых, будто школьником писанных, диалогах. Полторы главы уходит на то, чтобы догадаться об очевидных вещах. Выкинуть из повествования эти потуги и книга ничего не потеряет.

Третье же, что было отражено мной в заголовке - бренды. На страницах книги то и дело упоминаются известные бренды, к месту и просто так. Сумочка от Valentino, кофеварка Bialetti, Яндекс Такси, Бургер Кинг и прочее. Зачем это всё? Показать статусность некоторых персонажей, в случае дорогих брендов? Но какое там такси было заюзано и в какую забегаловку фастфуда зашли пожевать двое полицейских - для истории вообще не важно. Это совсем не те вещи, которые стоит в таких количествах упоминать в книге. Прозвучало ещё нечто уничижительное в адрес современных сериалов, вроде "Игры престолов", и не то, чтобы я являлась фанаткой этой вселенной (скорее нет, чем да), но выглядело это тоже очень пафосно.

И последнее, что снижает оценку этому произведению - взаимоотношения между персонажами. По отдельности автору удалось их раскрыть, но вот их поступки, стремление, отношения друг к другу - снова картонки.

спойлер
И почему так бездарно был слит персонаж Дюбы? Исход там, конечно, очевиден, учитывая характер повреждений, но хотя бы пару слов о нём можно было сказать в конце.
свернуть

Что же в целом... Попытка написать интеллектуальный триллер была очень неплохая. Есть пугающие сцены, есть драма и ещё одно слово в литературе о болезнях психики и причинах, которые их порождают. Но нет того, что у Образцова меня заставляло читать взахлеб и проваливаться в книги с головой (хоть там всё же и немного другой жанр). Нет интересных личностей, маленьких кусочков мозаики, которые бы запутывали, и одновременно давали ответы, раскрытия персонажей и "вау"- кульминации, зато есть статисты и история любви, которой не очень-то веришь. Прочесть стоит (ради бога, читайте в электронке или слушайте!), но буквально на один раз.

картинка Rella