Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

6 сентября 2021 г. 22:13

1K

4 Смешались в кучу кони, люди…

Смешанное ощущение осталось у меня после прочтения данного произведения, видимо, я ожидала совсем иного, поэтому и возникло некое чувство разочарования. Обычно, читая творения революционеров-террористов, можно понять, что ими двигало, из их воспоминаний становится ясно, что заставило людей не только губить чужие жизни, но и жертвовать своими. Тут же автор то ли затеял с читателем игру, притворяясь несколько оторванным от реальной жизни писателем, который изображает какую-то вымышленную драматическую историю в стиле декаданс, то ли Савинков на самом деле описывает свои мысли и тогда он выглядит поистине странным человеком. Кажется, что лидеру боевой организации эсеров не дают покоя лавры Достоевского, главная тема данной книги видится мне похожей на размышления Раскольникова «право имею?» Причем, в самих рассуждениях героя нет ничего удивительного, наоборот, даже кажется правильным, что террорист озвучивает такие размышления, ведь это показывает, что он не бездумный фанатик, а философствующий интеллигент, для которого убийство все же осмысленный шаг. Но в книге лишь часть истории посвящена действиям эсеров, убийства не ограничиваются лишь политическими предпосылками, писатель ввел тут и любовно-мелодраматическую линию, отчего, на мой взгляд, повесть лишь проиграла. Возможно, эта параллельная линия сделает историю более интересной для того читателя, который не ждет историчности и высоких идеалов революционной борьбы, зато с удовольствием прочтет про любовный треугольник, адюльтер и прочие «романтические атрибуты».

Подводя итог, хочу отметить, что хотя Савинков и нарисовал несколько интересных образов террористов, привел разные причины, которые толкали их на путь борьбы с самодержавием, но, на мой взгляд, он смешал две плохо соединяемые темы, слишком много тут неестественного, наигранного, так что читать продолжение я не планирую.

картинка Tin-tinka

Комментарии


Прочел об авторе в википедии. Оказывается, литератор и революционер боролись в нём "убивая друг друга". Очень интересная статья. Спасибо за рецензию


Спасибо тебе, Женя, за интерес:)Я тоже читала эту статью и меня удивил такой расклад, словно революция это не серьезно и он в нее играл также,как в литературу)


Уже так повелось, что в первую очередь я рассматриваю коллажи под рецензией, а уж только потом читаю саму рецензию, и под каждой хочется петь дифирамбы оформлению!!!
Очень мне нравится как всё это ты подбираешь - целое искусство!!!


Оксана, очень приятно слышать такие слова, благодарю)


По воспоминаниям Савинкова у меня сложилось впечатление, что внутренний мир гг "Коня" весьма близок реальному Савинкову... Да и отдельные персонажи соотносятся с пеальными людьми из воспоминаний. Самое болшое впечатление на меня произвело то, что философия экзалтированной барышни из повести про то, что нужно рискнуть своей душой, а не только жизнью, в воспоминаниях принадлежит Каляеву..
.

Да, персонажи и ситуация узнаваемы, но если это действительно внутренний мир Савинкова, то он будет моим нелюбимым революционером:) Слишком много позерства на мой взгляд, будто бы реально ему важнее проверить имеет ли он право убить, чем какой-то политический смысл в этих терактах.Возможно, я несколько идеализирую революционеров, но до этого я читала про тех, кто реально верил в свою правду, старался сделать благо, герой же этого произведения скучающий, неприкаянный байроновский герой, без целей и идей (хотя конечно, террорист тоже может перегореть,разуверится, но на самом же деле Савинков продолжал борьбу, зачем же он врёт в повести?)


Моим нелюбимым революционером Савинков после этой повести стал) Возможно, гг в конце он убил просто чтобы довести повесть до какого-нибудь логичного завершения. В принципе, в книжке про деятельность эсеров по 1907 год мне уже попадалось утвержедние, что БО "страшно далека была от народа", а конкретно Савинков отличался очень высокомерным и безразличным отнршением и к "ширнармассам" и к не-членам БО. Из чего у меня возник вопрос, чего ради он вообще занимался террором. Ответ, который дал он сам в "Коне", пока единственный мною найденный... Так что возможно, что смерть гг - это "художественная правда". Хотя бы в рамках повести Савинков вынужден был признать, что его жизненные взгляды ведут в никуда. Но это уже поиск глубинного смысла)

Савинков,по-моему, просто пытался произвести впечатление интересного писателя, вот и нагородил огород:) Да и героя своего он не убил,лишь слова об этом, но мой взгляд слишком много пустых слов:)

Мне понравилась рассуждения Веры Фигнер,которые приводит автор Олег Будницкий - Женщины-террористки в России. Бескорыстные убийцы

Фигнер и Савинков, по инициативе последнего, вели дискуссии о ценности жизни, об ответственности за убийство и о самопожертвовании, о сходстве и различии в подходе к этим проблемам народовольцев и эсеров. Фигнер эти проблемы казались надуманными. По ее мнению, у народовольца, "определившего себя", не было внутренней борьбы: "Если берешь чужую жизнь - отдавай и свою легко и свободно… Мы о ценности жизни не рассуждали, никогда не говорили о ней, а шли отдавать ее, или всегда были готовы отдать, как-то просто, без всякой оценки того, что отдаем или готовы отдать".
...
Рассуждения Савинкова о тяжелом душевном состоянии человека, решающегося на "жестокое дело отнятия человеческой жизни" казались ей надуманными, а слова - фальшивыми. Неизвестно, насколько искренен был Савинков; человек, пославший боевика убить предателя (Н. Ю. Татарова) на глазах у родителей, неоднократно отправлявший своих друзей-подчиненных на верную смерть, не очень похож на внутренне раздвоенного и рефлектирующего интеллигента. Его художественные произведения достаточно холодны и навеяны скорее декадентской литературой, чем внутренними переживаниями.
...
Старая народница с восхитительной простотой объясняет все эти страдания тем, что "за период в 25 лет у революционера поднялся материальный уровень жизни, выросла потребность жизни для себя, выросло сознание ценности своего "я" и явилось требование жизни для себя". Неудивительно, что получив как-то раз письмо от Савинкова с подписью: "Ваш сын", Фигнер не удержалась от восклицания: "Не сын, а подкидыш!"

"Не сын, а подкидыш!"
Не-ет, всё-таки сын. Сыновья не всегда нравятся, потому что идут дальше.