11 августа 2021 г. 16:30

1K

4 Гайдзинам эту войну не выиграть, но "пятнадцатым камнем" все-таки лучше вооружиться

Книга потеряла в актуальности, отливает идеологическим перламутром и местами выдает довольно субъективную позицию автора.

Признаюсь, что когда прочитала ее впервые в подростковом возрасте, была под большим позитивным впечатлением. Во-первых, это была чуть ли не одна из первых публицистических работ, прочитанных мной про Японию, и такая подача в силу свежести очень бодрила. Во-вторых, идеологический окрас или субъективщина мне тогда не так уж и сильно резали глаз. Перечитывая эту книгу теперь, конечно, уже нет такого восторга, но...

Многое из "Сада Рёандзи" не просто актуально и сегодня, а копает довольно глубоко в генетический код японцев. И это, как понимаете, о вечном. О многом Цветов меня предупредил, поэтому когда я сама попала в Японию: в систему образования, в быт, в работу, а позже и в мир больших корпораций - я ко многому оказалась готова. А когда ты готов к чему-то, то оперируешь в системе лучше. Вообще, само осознание системности каких-то явлений, причинно-следственных связей на их изнанке, держит на безопасном расстоянии от реакционизма, дает шанс на чуть большую рациональность и, соответственно, КПД. Ирония, конечно, что к такой "буржуазной" мысли меня подвел Цветов, но вот х)

Я решила написать эту рецензию, потому что озадачена обвинениями в неправдивости книги. Лжи за автором не заметила. Фактология крепкая. Более того, это вам не блогер какой-нибудь, промчавшийся по японскому архипелагу за десять дней, и не "японская жена", продающая косметику в инсте, а человек на протяжении длительного времени получавший в Японии доступ к закрытым местам и важным людям. Он по-своему интерпретирует увиденное и услышанное, несомненно. Во-первых, это его право и совесть. Во-вторых, ничто не мешает читателям делать поправку на субъективщину и впитывать факты (некоторые из которых эксклюзивны).

Я бы рекомендовала читать эту книгу всем заинтересованным. Она полезна в двух ипостасях. Как индикатор тех времени, страны и культуры, в которой рос и формировался сам автор. И несомненно - как запечатление далекой-далекой японской действительности: это зеркало не избежало пыли, царапин и искажений, но многое угадывается. И если вам самим когда-то случится рассматривать японский сад камней, вы будете знать, что где-то там всегда есть пятнадцатый - его силуэт вам обрисовали.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!