Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2012 г. 23:00

649

4.5

Пару слов хочется сказать о самом издании. Оно бесподобно, практически бесценно.
Издательство Энигма выпустила просто великолепную серию книг под общим названием Гримуар. Обложка и рисованный переплет наводят на мысль о легком подражании средневековым талмудам. Форзацы строгого черного цвета с чернильно-черными готическими буквами. Каждый раздел книги начинается со стилизованной под средневековье символики страницы, а глава - с большой буквы готического шрифта, разрисованной в подражание старинным манускриптам. В конце повести/романа/рассказа всегда картинка - своеобразная «концовка». Вместо цифр сноски обозначаются головами воронов на полях.

Непосредственно сами произведения предваряет большая вступительная статья об авторе. Впечатления просто от того, что ты держишь книгу в руках – непередаваемые. Как серия в целом, так и конкретно эта книга станет достойным украшением любой библиотеки.

«Сияющая пирамида» – это цикл из 6 повестей Артура Мейчена. Давайте поговорим подробнее о каждой из них.

«Великий бог Пан»
На мой суровый взгляд, в своем роде это маленький шедевр. Автор до последней запятой соблюдает стиль, излагает происходящее очень эстетичным и приятным языком, и ко всему прочему выносит на суровый суд читателя – удивительную и увлекательную повесть.
Если честно, я совсем не ожидала такой силы и глубины от готического рассказа. Тем более приятным оказалось мое удивление при непосредственном знакомстве с произведением. Авторская композиция дробит повествование на отдельные, поначалу плохо стыкующиеся части и расставляет их практически в произвольном порядке. Свидетельства «чудесного» доходят до нас из различных источников. Что-то излагают сами очевидцы, что-то записывается со слов знакомых очевидцев, что-то в эпистолярном жанре, а чему-то свидетелями становятся сами непосредственные участники истории.
История была бы вполовину слабее, не скрывайся за ней очень сильная и существенная мысль о том, что вполне вероятно где-то рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки существует невидимый мир, к встрече с которым мы пока еще не готовы.
Мейчен описывает происходящее, казалось бы, очень подробно и все же в общих чертах. Например, сам персонаж Элен Воган дан лишь схематично, но за этой схематичностью внимательный читатель без сомнения разглядит образ в подробностях. При этом через всю повесть красной нитью проходит уверенность самого автора в существовании сверхъестественного, другого мира. Этой непоколебимой уверенностью дышит каждая страница, каждое слово произведения.
Одним словом, мне очень понравилось. До этого момента я не ожидала, что существует настолько не опошленная мистика, которая способна вызвать сильные эмоции и заставить задуматься над авторской точкой зрения на мир.

Подробно об остальных повестях, рассказах и романе «Сад Аваллона»...

«Белые люди»
Небольшая эффектная повесть о девочке, с легкой руки безответственных родителей воспитанной няней-ведьмой. Композиционно рассказ делится на две части: беседу двух заинтересованных джентльменов и дневниковые заметки девочки. По сути, беседа двух джентльменов о природе настоящего Зла и его редкости в нашей жизни можно интерпретировать как ненавязчивую беседу автора с читателем, где автор весьма доступно и просто разъясняет свою позицию по этому вопросу.
Дневник девочки примечателен сам по себе даже не колдовством и ритуалами, которые она вскользь описывает, но ее ходом ее мысли. Тем, как она воспринимает и интерпретирует «знаки», исходя из обрисованных ее няней образов. На самом деле сложно сказать – действительно ли она слегка сумасшедшая или наоборот колдунья. Но полет воображения впечатляет.
Также в тексте дневника, походя, приводятся несколько легенд, от которых девочка отталкивается в построении своего мира. Легенды, на мой взгляд, великолепны и достойны прочтения даже в отрыве от основного текста.
Необычно и увлекательно.

«Сокровенный Свет»
Эта повесть построена по принципу журналистского расследования. Главный герой - мистер Дайсон, внезапно остепенившийся прожигатель жизни в поисках вдохновения для книги. Волею судьбы он оказывается в тихом Лондонском пригороде Харлесден и становится случайным свидетелем нечеловеческого явления. Заинтригованный неожиданной новостью в газете и увиденным собственными глазами, мужчина начинает свое собственное расследование. Случайно решение головоломки ему подкидывает его старый знакомый, обнаруживший ключ в прямом смысле слова у себя под ногами.
Мейчен, как и прежде оставляет за кадром всю обрядово-научную аргументацию происходящего и ставит читателя перед фактом. Это случилось. Создание нечто прекрасного в противовес повлекло за собой создание нечто ужасного. И смерть безумного ученого перекладывает решение проблемы на плечи любопытного героя. Что он решит? Читайте…

«Великое возвращение»
Совершенно великолепная повесть. Главный герой опять же проводит любительское расследование, заинтересовавшись скромной, но таинственной газетной заметкой. Невообразимое смешение местных валлийских легенд и древних христианских символов превращается в убедительный рассказ на грани реальности. Что это? Настоящие чудеса? Или массовая галлюцинация и религиозная истерия? Сложно сказать… Но в изложении автора реальность настолько переплетается с метафизической мифологией Уэльса, что постепенно начинаешь хотя бы чуть-чуть верить в чудо. В свою очередь просто бесподобны образы трех «гостей» в красных мантиях и атрибуты, сопровождающие их появление.

«Красная рука»
История достойная Эраста Петровича Фандорина. Любительское расследование ведет уже знакомый нам с вами любитель загадок мистер Дайсон с этнологом Филиппсом в качестве верного доктора Ватсона. История божественна. Древние неизвестные письмена, замысловатый шифр, кроваво-красный символ и конечно, же сокровища. Легкий налет мистики почти не ощущается. В целом повесть представляет собой отличный детектив, который просто напросто грешно лишний раз спойлерить. Надо читать!

«Сияющая пирамида»
Если до этой повести потусторонние силы всегда обретали более-менее привычный нашему восприятию человеческий облик, то теперь автор отпустил воображение в свободный полет и в ярких красках изобразил «замок фей» во всей его красе. И даже пытливому уму Дайсона не под силу обнаружить материализм там, где его нет и в помине. Действительно кульминационная повесть сборника возвращает нас к тому, с чего мы начали – к мистическому и метафизическому, что находится за пределами человеческого понимания.

По большому счету все повести Мейчена – о маньяках. Не тех, что поджидают жертву в темном переулке с ножом наизготовку, а тех, что в угоду безумной научной или метафизической теории готовы продать дьяволу не только свою душу, но и весь свой род вплоть до десятого колена.

«In Convertendo» - своеобразный сборник рассказов, объединяющий мистические фантазии, алхимические изыскания и магические практики автора. Принимая во внимание количество рассказов, в подробности вдаваться не буду. Однако по содержанию можно разделить рассказы на 4 категории:
- информативные или эссе (Язычество, Спаральгический поиск Бероальда Космополита, Священник и Цирюльник, Сокрытое чудо, Счастье и ужас)
- загадочные или детективные (Странное происшествие с Эмили Вестон, Тайна Хайбери, Кэмпденское чудо, Тайна Юстон-сквер, Клуб исчезнувших, 7Б Кони-Корт)
- казуальные («Двойники» в преступном мире, Замечательная женщина, Двойное возвращение)
- созерцательные (Праздником осиянный, In Convertendo, Розовый сад, Цыгане, Макушка лета)

Некоторые информативные рассказы было трудновато читать продираясь через многочисленные забористые ссылки на полях. Особенно, когда речь шла о магии и видных алхимиках. Однако, я бы рекомендовала по возможности прочитать эссе «Счастье и ужас»… Как оказывается с начала 20 века не так уж много и изменилось в нашей жизни.

Тем не менее мы склонны поклоняться фальшивым богам в убогих храмах; посмотрите на Америку, которая, как я понимаю, стала «Кратким курсом» всех современных идеалов и методов. Полагаю, система, называющаяся Новой Мыслью, последний плод американской свободы. Это религия, полностью устраивающая ее родину: она не обещает райских радостей, но, наверняка, гарантирует приличный доход, если не сворачивать с выбранного пути. Америка, в сущности образец современной цивилизации в чистом виде; но Америка – и самый грозный пример того, что принесет нам современная цивилизация.


Загадочные и казуальные рассказы увлекательны сюжетом и порой заставляют читателя не то улыбнуться, не то покачать головой, сетуя на неразумность героев. Что же касается четвертой категории - здесь все авторские приемы направлены на воссоздание перед вашими глазами волшебной, яркой и потрясающе детальной картины. Запахи, звуки, цвета… Мейчену удается невозможное – он словами рисует картину. Сюжет здесь не так важен как красочное воплощение фрагмента авторской фантазии.

Заканчивает сборник роман «Холм грез» (он же «Сад Аваллона»). В предисловии автор весьма подробно рассказывает об истории создания романа, взлетах и падениях, надеждах и чаяниях. Неудивительно, что многие факты из предисловия нашли непосредственное отражение в тексте самого произведения.

Главный герой – Луциан Тейлор, сын беднеющего год от года «пастора». Юноша бесспорно одаренный, вот только социопат, каких еще нужно поискать. Обучение в школе, незавидное финансовое положение и нежелание соответствовать стандартам успешного профессионального дельца окончательно превращают его в изгоя в глазах приличного общества. Луциан, впрочем, не особенно против. Ему гораздо проще жить в собственных фантазиях, порожденных многочисленными книгами. Неудивительно, что, однажды, юноше приходит в голову идея написать роман… Дальше стоит читать самостоятельно. Сюжет, честно говоря, спорный и написан в мрачных тонах. Однако фантазии Луциана вряд ли оставят вас равнодушными, они затягивают в другой невероятный мир. Попадись Луциан в руки Максу Фраю – из него получился бы знатный демиург. Но в том мире, что создал Мейчен, Луциан никак не может найти свое место и неприкаянно скитается в поисках дома. Опять же очень созерцательный и отвлеченный роман о муках творчества и бесконечном одиночестве творца. Описание фона для происходящих событий – бесподобно живописно.

… Были здесь кубки тревожно-красного цвета, разорванного вторжениями светлых и темных пятен, кубки, на стенках которых соперничали красотою золото и белизна, кубки из хрупкого хрусталя, переливающегося всеми цветами радуги, кубки, в которых золотые нити просвечивали сквозь незамутненное стекло, темно-прозрачные кубки, похожие на сапфир, лежащий в проточной воде, кубки, мерцавшие слабым светом звезд, и черные с золотом, словно покрытые черепаховым панцирем.


К слову, Мейчен пишет, что одна из его книг была сурово отвергнута критиками: «Меня окрестили второсортным эпигоном Стивенсона». Не знаю, где там и что похожего эти высокие лбы умудрились разглядеть, но мне вот повести Мейчена понравились гораздо больше «Джекила и Хайда». Уж не знаю почему, но мистики и интриги в них больше)

* * *
Язык автора – это что-то особенное и достойное отдельного упоминания. Сложно не заметить стилизацию под старину, где каждое 10 слово сейчас можно найти только в словаре архаизмов. Отдельная благодарность издателям за подбор профессиональных и ответственных переводчиков. Читать в прямом смысле слова – Вкусно!

К примеру:

...Я прибыл в Арфон в самый разгар лета – знойного, цветущего, благоухающего всеми ароматами, коими безвозбранно наслаждаются жители этих мест. В Лондоне подобной погоды не было и в помине – напротив, казалось, что все ужасы и неистовства войны добрались наконец-то до лондонских небес и со злобным торжеством воцарились на них.

...Поистине в то лето лондонская погода сосредоточила в себе все пагубы вселенной, город будто облачился в траур – в сердцах лондонцев поселился ужас, а телесную оболочку их попеременно терзали удушливая черная мгла и опаляющий небесный огонь.

...Над городом уже сгущалась тьма – быстрые, проворные тени подкрадывались к нему от леса, и со всех сторон собирались клубы тумана, будто легион призраков выступил в поход против города и поселившейся в нем пришлой расы.


Ужастики Мейчена какие-то нетипичные. Они призваны скорее не напугать читателя, а расширить границы его метафизического зрения и заинтриговать возможностями скрытыми, как в нашем сознании, так и в неизученном до конца окружающем мире. Его произведения – вызов. Вызов нашей с вами непоколебимой уверенности в материальности и незыблемости того кусочка жизни, которому принадлежит каждый из нас.

ИТОГО: Книга произвела на меня неизгладимое впечатление, как своим невообразимым изданием, так и содержанием. Мейчена раньше никогда не читала и даже не слышала о нем. Как оказывается, зря. Теперь буду наверстывать. И пусть кое-где у меня возникло де жа вю с акунинским Фандориным. Автор чередует мистические и детективные повести и умудряется перемешивать жанры в самых неожиданных сочетаниях. Ну и, конечно, язык... Это непередаваемо!

P.S. Рецензия на 4 вордовских листа. Первая в моей биографии. Это было эпично... ХД)

Прочитано в рамках Виртуального Книжного Клуба "Борцы с долгостроем".

Комментарии


Заинтересовали ) Надо почитать, хоть я ужасы и не люблю


Там по факту ужасов-то и нет) Разве что психологические. Я сама терпеть не могу кровищу и расчлененку, в этом плане Мейчен - просто находка. Все тихо, мирно... и страшно)