Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июня 2021 г. 04:22

1K

4

Книга «Стратегия голубого океана» является и одной из самых важных книг по маркетингу и самой искусственно раздутой книгой по бизнесу за последние несколько лет. Говоря, что книга является искусственно раздутой, я имею в виду, что эта работа является расширенной статьёй для профильного журнала. Другими словами, достаточно прочитать первые 100 страниц, чтобы понять суть идеи. Вся оставшаяся часть книги – это примеры, примеры и ещё раз примеры.

Из всех книг по теории маркетинговой инноваций (т.е. продукт должен восприниматься как новый, но не обязательно быть новым), эта книга является лучшей. И лучшей её делает описание, как практических шагов, так и теоретическая часть идеи авторов.

В самом начале книги авторы приводит два великолепных примера работы стратегии голубого океана. Это цирк Cirque du Soleil и вино «yellow tail». На этих двух примерах авторы показывают, как компании определили и реализовали теорию голубого океана. Т.е., что нужно сократить и отчего нужно избавиться продукту, с одной стороны, а с другой, что нужно усилить и что нужно добавить продукту. Самое главное, мы должны хорошо знать всех потребителей (как потенциальных, так и действующих). Далее, мы анализируем наших конкурентов на тему сильных и слабых сторон их продукта. Наша цель: построить бренд, который будет, не только востребован потребителями (почему я и написал о важности понимания потребностей как потенциальных, так и текущих потребителей), но так же и создать такой продукт, который будет обладать противоположными свойствами конкурирующего бренда. Это как с авиакомпанией Southwest Airlines, которая предлагает полёты с такими свойствами/сервисом, которые являются противоположными фирмам-конкурентам. Т.е. самая низкая цена, отсутствие сервиса на борту, стандартизированные самолёты и использование строго определённых аэропортов. Примерно такое объяснение даётся в книге теории голубого океана. Надеюсь, я ничего не спутал. В любом случаи, суть понятна.

Для тех читателей, кто знаком с работами Райса и Траута, подобная теория не является чем-то новым. Действительно, Райс и Траут ещё в XX веке писали, что компаниям нужно искать уникальные позиции для своих брендов, т.е. те позиции, которые не являются копией позиций конкурентов (и я-тоже), но скорее являются даже их противоположностями. Как писал тот же Траут, если все идут на запад, попробуйте поискать что-то на востоке. Единственное что у этих двух авторов отсутствовало в их книгах, так это более детальное описание теории. В данной же книге авторы предлагают именно что набор шагов для создания «голубого океана».

Несмотря на то, что это довольно важная книга для маркетинга, я никак не могу ей поставить высший бал, т.к. после 50-70 страниц, читать эту книгу было невообразимо скучно. Авторы искусственно наполнили книгу довольно пустыми рассуждениями и примерами. Всё это было настолько скучно, что, перечитывая книгу, я бросил читать, дойдя до 5 главы. Так что, увы, хоть книгу я всячески рекомендую, я не могу поставить ей, по этой причине, высшую оценку. Более того, я рекомендую не тратить время на всю книгу и прочитать лишь первые 100 страниц.