Больше рецензий

3 июня 2021 г. 16:53

640

5 Приглашение.

Меня всегда забавляет и интригует видеть своих гораздо более весёлых чем я приятелей в состоянии похмелья или накатившией депрессии. Те, кто ещё вчера были так веселы, вдруг пускаются в рефлексию, задают вопросы на которые нет ответа, оказываются подвешенными в пустоте. Взгляд человека в этом состоянии - взгляд потерянный, несколько испуганный, рассредоточенный. Только слова и вопросы идут непрекращающимся потоком. В какой-то момент речь останавливается и приятель сфокусировавшись спрашивает меня - да как так то? А мне так и хочется ответить - добро пожаловать в мои воды, молодой человек.

Меланхолия - это идеальное определению этому состоянию. Дробление понятия на различные диагнозы, атомизация чувства не приводит ближе к сути, т.к рациональное осмысление чувства - это лишь описание, не более чем логическая надстройка над тем, что не поддаётся рациональному познанию. На примере "Истории меланхолии" очень хорошо видно, что как бы не пытались поймать меланхолию она всегда ускользала из рук, потому что как и любая женщина боится быть объяснённой. Находила новые пристанища, новые формы, но всегда манила тех кого Бодлер называл избранниками луны - мечтающих о местах, которых никогда не увидят, любящих женщин, которых не существует, безликую и многоликую воду и вечнозелёное море.

Хочется вспоминить текст "Источник Эхо" Оливии Лэнг, спотыкавшийся ровно в тех же местах, когда пытался обращаться к психоанализу, фрейдизму и прочему, пытаясь понять почему писателю грустно. Хочется ухмыльнуться тем, кто жалуется на неакадемичность работы, на неточность формулировок, на излишнее обобщение, на скачущий темп и несколько рваное повествование. Однако когда вы чувствуете бессонницу и видите вереницу тревожных образов вместо сна, чувствуете необъяснимый страх и подвешенность разве есть возможность осмыслить и четко это определить? Это возможно лишь почувствовать. А потому за описанием меланхолии лучше всего идти к поэтам и писателям, для кого слова и метафоры в первую очередь ссылки и триггеры для состояний, нежели попытки нечто определить. Чтобы приблизиться к чувству нужен молчаливый диалог. В идеале - прикосновение.

В этом плане работа Юханнисон хороша - ссылок предостаточно. Вдобавок текст исследования находится в постоянном течении между эпохами, состояниями, различными историями болезней, критикой современного общества, что в какой-то момент, если попасть с текстом в один темп, то сам начнёшь испытывать это самое чувство тревоги. Желание сменить место, сомнение в себе и своём положении, возникнут те самые вопросы без ответа и желание приблизиться к ним хоть чуть чуть.

А потому и к книге этой следует относиться, как к приглашению в увлекательное путешествие. Приглашению уйти неизвестно куда, но прочь.