Больше рецензий

26 мая 2021 г. 18:53

105

4

Я подступал к роману с достаточно большим скепсисом и читал его только от желания прочитать всего Аластера Рейнольдса (за исключением его романа по "Доктору Кто" - вот это я читать точно не буду!). Мало того, что "Хроники медузы" написаны в соавторстве со Стивеном Бакстером, к которому я отношусь достаточно прохладно, так и сам роман является вольным продолжением рассказа Артура Кларка "Встреча с медузой", который не входит в число моих любимых. Рассказ повествует об исследовательской экспедиции на Юпитер и обнаружении там жизни. Встреча с юпетирианской медузой помогает главному герою, Говарду Фолкену, который после ряда радикальных операций и замещения части органов механическими аналогами стал первым и единственным в истории человечества киборгом, найти смысл дальнейшего существования.

Говард Фолкен, который когда-то был человеком и который по телефону или по радио по-прежнему мог сойти за человека, был доволен своим успехом. И впервые за много лет он обрел что-то вроде душевного покоя. После возвращения с Юпитера кошмары прекратились. Наконец он нашел себя. Теперь он знал, почему во сне ему являлся супершимпанзе с погибающей «Куин Элизабет». Ни человек, ни зверь, существо на грани двух миров… Как и Фолкен.
Только он может без скафандра передвигаться но поверхности Луны. Система жизнеобеспечения в металлическом кожухе, заменившем ему бренное тело, одинаково хорошо работает в космосе и под водой. В поле тяготения, в десять раз превосходящем силой земное, он чувствует себя несколько скованно, – но и только. А лучше всего – невесомость… Он все больше отдалялся от человечества, все слабей ощущал узы родства. Эти комья неустойчивых углеводородных соединений, которые дышат воздухом, плохо переносят радиацию, – куда уж им соваться за пределы своей атмосферы, пусть сидят там, где им на роду написано – на Земле. Ну, еще на Луне и на Марсе.
Настанет день, когда подлинными владыками космоса будут не люди, а машины. А он, Говард Фолкен, – ни то, ни другое. Вполне осмыслив свое предназначение, он ощущал мрачную гордость от сознания своей уникальной исключительности – первый бессмертный, мостик между органическим и неорганическим мирами.

Очевидно, именно эти строки и вдохновили авторов на написание романа. И они дают вполне внятное описание, о чем он.
Это действительно хроника, небольшая книга вмещает в себя почти 900 лет альтернативной истории будущего от 1967-го до 2850 годов. Это история о возвышении машинной цивилизации и ее растянутом на столетия конфликте с человечеством, показанная глазами гибрида, наполовину машины, наполовину человека.
Я вполне понимаю тех, кому роман показался скучным: он весьма специфичен. Героями здесь выступают не отдельные люди, а цивилизации, а события, за редкими исключениями, описываются достаточно отстраненно. Но я люблю такую литературу. Мне нравятся истории будущего, интересны прогнозы на сотни лет вперед. Нравятся описания межпланетных путешествий и внеземных технологий. А когда в середине романа описывалось путешествие исследовательского зонда к ядру Юпитера - у меня захватывало дыхание и читал я взахлеб.
Единственное, что в очередной раз разочаровывает и за что я снизил оценку - это концовка. Нет, она не похожа на типичную концовку Рейнольдса, когда ему как будто надоедает писать и он в трех предложениях, обрывая кучу сюжетных линий и забывая про не выстрелившие ружья, рассказывает чем дело кончилось. В поздних романах он от этого недостатка избавился. У концовки "Хроник медузы" примерно та же беда, что и у концовки "Интерстеллара" - резкое превращение твердой научной фантастики чуть ли не в сюрреализм. Вот примерно то, что главный герой "Интерселлара" находит за горизонтом событий черной дыры, находят персонажи "Хроник медузы" в центре Юпитера. Только, пожалуй, в еще более психоделичной форме. Меня подобные сюжетные ходы не впечатляют.