Больше рецензий

27 апреля 2021 г. 22:10

582

3

Книга написана двумя экономистами: Кьеллом Нордстремом и Пером Шлингманом. Эти люди вписаны в бизнес-процессы. Их жизни связаны с ними напрямую.

Шлингман – консультант по корпоративным стратегиям. Нордстрём тоже консультировал несколько транснациональных компаний. Кроме того, он входит в состав нескольких советов директоров.

Если вы интересуетесь политикой, книга может показаться слишком простой, наполненной повторами и не сулящей вам никаких откровений. Если вы вдруг хотите ее прочесть, потому что вам интересен феминизм — возьмите какую-то другую книгу. Потому что едва ли вас порадует парочка упоминаний mee too и несколько восторженных фантазии о том, как скоро бизнесы станут женскими и изменят мир.

Книга наполнена заигрываниями с читателями. Шутками, прибауткам. Переодически у меня возникало ощущение, что я сижу на собрании мотивационных тренеров.
Если сможете прорваться сквозь восторженный оптимизм и установки на достигаторство («Отбрось старое, пользуйся возможностями»), то некоторые интересные идеи обнаружить можно.

Посмотрим на основные тезисы «Urban Express»:

1. Информационного центра больше нет. Интернет и огромное количество источников информация легко конкурируют с госканалами. Раз информационного центра нет — значит есть основание для распада иерархической социальной структуры.

2. С каждым годом всё больше людей перебираются в города. Согласно прогнозу экспертов Лондонской школы экономики к 2050 году не менее 75% населения планеты будет городским.

3. Со временем увеличится не количество городов, а количество жителей определённых городов. Мы знаем примеры мегаполисов, на долю которых приходится весомая часть ВВП страны (например, Лондон обеспечивает по разным данным от 20% до 25% ВВП Великобритании). В настоящее время не столько страны, сколько города конкурируют за инвестиции и талантливых специалистов. Эта тенденция будет только усиливаться.

4. Мегаполисы ценны в том числе и тем, что авторы «Urban Express» называют диким знанием (аналог того, что Майкл Полани называл молчаливым, личностным знанием). Люди знают больше, чем в состоянии выразить в тексте. Но они могут передать это в непосредственном контакте. А для него нужна возможность встречаться с людьми, а не просто выходить в Интернет и получать там информацию. Цифровое знание доступно всем и легко может быть скопировано. Поэтому нецифровое знание обретает особую ценность.

Кроме того, чтоб оставаться профессионалом в определённой области, нужно быть в моменте, а не погружаться в информацию, которая очень быстро устаревает.

5. Капитализм помогает огромному количеству личных выгод сойтись в битве и отличить эффективное от неэффективного. Его значимый плюс — возможность существования предпринимательства.
С точки зрения авторов «Urban Express» с капитализмом вообще нет никаких проблем. Они считают, что он гибок и прекрасен. А все проблемы возникают из-за того, что люди неправильно используют его возможности.

6. Национальные государства неинтересны корпорациям. Шлингман и Нордстрём акцентируют внимание читателей на том, что корпорации перестают опираться на географические и национальные принципы управления бизнес-процессами. Потребитель — транснациональный человек. Рынки перестают быть национальными.

По мнению авторов «Urban Express» мегаполисы стимулируют бизнес преодолевать эгоизм и становиться эмпатичней и социально-экологичней. Они утверждают, что сильная взаимная зависимость заставляет людей думать не только о личной выгоде. Как по мне — аргументация слаба. Но вы можете сделать свой вывод, ознакомившись с книгой.

7. В «Urban Express» можно найти понятие «Китаамерика». Авторы используют его, чтоб показать взаимозависимостью США и Китая как должника и кредитора.

8. Учитывая то, что мы все будем жить в мире мегаполисов, а не национальных государств, имеет смысл обращать внимание на те страны, в которых уже сейчас существует много городов с населением, превышающим 1 млн жителей. Именно они уже играют и будут играть важную роль.

Если следовать этой логике, то особо пристально стоит следить за ситуацией в Китае и Индии.

9. Сейчас национальность и гражданство ещё играют важную роль. Но всё может измениться. Пока сменить город проживания намного проще, чем страну проживания. Впрочем, уже сейчас понятно, что представители определённых профессий могут достаточно просто менять и страну проживания. Если бизнесу это нужно.

10. Авторы «Urban Express» утверждают, что традиционные политические конфликты всё чаще уступают место консенсусу. Традиционный политический конфликт для них — конфликт между «правыми» и «левыми». Согласно Нордстрему и Шлингману он теряет актуальность, так как мир вошёл в антиполитическую эру. Мне достаточно тяжело комментировать эту идею. Потому что когда авторы утверждают, что вместо политической борьбы мы теперь должны говорить о конкурсе красоты, я вообще выпадаю из контекста.

Нельзя сказать, что город как значимая единица политической, социальной жизни — это нечто новое. Города существовали до того, как появились национальные государства. Потому мы сталкиваемся не с чем-то радикально новым по сути, говоря об умирание национального государства и рождение обновлённого варианта города как значимой политической единицы. Речь о новом масштабе города, который мы называем мегаполис. Так-то полисы как города-государства истории прекрасно известны.

Нордстрем и Шлингман акцентируют внимание на преимуществах мегаполисов. Складывается ощущение, что описываемая тенденция — нечто почти исключительно позитивное (предпринимательство процветает, легко обмениваться уникальным знанием, возможность быть кем-угодно и без труда находить себе единомышленников). Было бы интересно почитать больше о негативных экономических последствиях увеличения числа мегаполисов.

Авторы «Urban Express» имели возможность порассуждать о всех возможных последствиях децентрализации и исчезновения (по крайней мере, возможности исчезновения) национальных государств. Но они ею не воспользовались.

Как по мне — наиболее интересна эта книга может быть для тех, кто хочет создать то, что Нордстрем и Шлингман называют урбанистическим бизнесом.